Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

По мосту искренности

02-04-2015 13:33 [ «АН-Крым» ]

По мосту искренности

Феерическое открытие выставки «Крымский мост» в залах республиканской библиотеки в Симферополе произвело такое неизгладимое впечатление на посетителей, что тем, кто пропустил это центральное художественное событие, оставалось только сожалеть, что они не увидели дивный перфоманс, который сопровождал ее в первый день работы. Тем не менее, знакомство с произведениями крымских художников в спокойной безлюдной обстановке тоже принесло немало удовольствия, заставило покрутиться в голове несмазанные искусствоведческие шестеренки и задуматься об одной из фундаментальных проблем современного творчества – искренности.

ложно сказать, как воспринимаются при большом стечении народа миниатюрные работы Виктора БАБАНИНА, но, на мой взгляд, они вполне достойны того, чтобы потолкаться локтями. Без сомнения, их можно считать крохотными окошками в поэзию, даже названия подобраны так, будто напоминают знаменитые японские стихотворения, которые как раз призваны были емко описывать живописные произведения. Именно такой утонченной и душевной лирикой наполнены работы крымского автора «Мой дом из ветра и дождя», «Тишина. Вечер. Запела цикада». Особенной теплотой чувств впечатлила «Летняя ностальгия», которая заключила в свои мечтательные объятья уютный домик где-то посредине зимы. Заставили улыбнуться два дерева в произведении «Слава! Привет», будто бы это не порыв ветра заставил чуть наклониться макушку одного из них, а оно само дружелюбно кивает, здороваясь, своему соседу. Удивительно, но именно эти маленькие произведения, которые полны очаровательными образами, такой пленительной светлой грустью и нежной радостью, заставили ощутить себя микроскопическим муравьем в мире таких замечательных человеческих эмоций.

Тем не менее, внимание посетителей выставки, судя по отзывам, привлекли полотна Дмитрия ФИЛОВА, на которых словно собранные из абстрактных пикселей проявились портреты Че ГЕВАРЫ и крымского прокурора Натальи ПОКЛОНСКОЙ. В многочисленных интервью автор объяснял, что действовал сообразно творческому порыву, а не из-за конъюнктурных соображений, и вообще отстаивает свою независимость. Однако именно эти броские произведения, помещенные на самом видном месте, создали определенный ажиотаж вокруг выставки и до сих пор находятся на волне сенсационного успеха, поэтому творца можно все-таки слегка обвинить в лукавстве. Впрочем, не важно, чем был мотивирован художник, создавая этот диптих, насколько искренним он был со зрителем, на мой взгляд, эти работы лишь подтвердили мысль американского художника Энди УОРХОЛА, что когда человек выходит в тираж, то его изображение, а может, даже душа, может беззазорно использоваться для украшения абсолютно любых предметов. Вот и портрет Натальи ПОКЛОНСКОЙ нарисовался в причудливом декоративном обрамлении из цветных квадратов, завитушек, линий и пересечений, и получилось воистину в духе поп-арта.

Несмотря на обилие более именитых и заслуженных крымских мастеров, впечатлили своим легким серебристым туманом картины Даши РЫБИНОЙ. Чем подкупают эти произведения, озаглавленные «Каркас лета», даже сложно объяснить, однако они заставили надолго задуматься. Вроде ничего интересного нет в обычных тентовых конструкциях, но курортный сезон прошел, трепещущее на ветру полотно куда-то исчезло, обнажив металлический остов. Словно дерево скидывает листву, будто бы от пролетающего лета и на самом деле остается скелет – такие спутанные мысли роились в голове. Однако успокаивающие мягкие тона картины шепчут, что лето вернется и это пустынное пространство заполнится людьми, которые будут искать здесь укрытия от солнца.

Эффектно и великолепно смотрятся сюрреалистические произведения Юрия ЛАПТЕВА. Весь этот неповторимый круговорот улиток, симферопольских зданий, авто и паровозов, надкусанных яблок, воздушных шаров, пионеров, электронных гаджетов. Невероятное воображение автора сумело преобразить унылую крымскую столицу в удивительную Мекку стимпанка, наполненную загадочными агрегатами, диковинными существами и объектами. Однако больше всего изумили на этих произведениях пышные букеты цветов, как ни странно, но это явление для Симферополя благодаря стараниям городской администрации и вправду фантастическое. Путешествия по произведениям Юрия ЛАПТЕВА приносят сплошное наслаждение, поскольку они напоминают захватывающее приключение своими головокружительными сюжетами, опасностями и волшебством.

В целом положительных впечатлений от посещения выставки осталось очень много, понравилась, некоторая прозрачность от которой дышится легко в картинах Елены ЮШИНОЙ. Ее ласковые и любовно написанные «Поворот на весну», «Дворы нашего детства», «О, море» – превосходны. Несомненно, оригинальны работы Аруша ВОЦМУША, хотелось бы вживую увидеть воплощение эскизов костюмов к спектаклю «Сотворение мира» Златы ЦИРЦЕНС, замечательно смотрятся скульптурные произведения, представленные на выставке.

Единственным разочарованием стали полотна абстракционистов. Честно говоря, даже странно делиться такими ощущениями, но эти произведения показались надуманными. В хаосе «Турбулентностей» Виктора БУРЯКА не чувствуется экспрессия – просто игра красок, сложившихся в композицию, поэтому и искренностью они не лучатся, несмотря на свою пестроту. Именно так, ни искренности, ни искр.

Борис СЕДЕНКО

//Наши партнеры