Аргументы Недели Крым

//Общество

Херсонес. Скандал. Причины

01-08-2015 11:14 [ «АН-Крым» ]

Херсонес. Скандал. Причины

Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический» является единственным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Крымского полуострова, однако в последнее время вокруг заповедника и внутри него то и дело возникают различного рода распри, последней из которых стало назначение на должность директора учреждения севастопольского благочинного протоиерея Сергия ХАЛЮТЫ. Об этом «Аргументы недели – Крым» поговорили с ученым, директором филиала «Херсонеса Таврического» Крепости Чембало Николаем АЛЕКСЕЕНКО.

АН: Все, вероятно, уже слышали о конфликтной ситуации, сложившейся в Херсонесе. Но могли бы вы еще раз в двух словах ее описать?

Мы считаем, что отец Сергий, назначенный на должность директора музея – человек некомпетентный в музейном деле. Он не имеет даже базовых знаний в научных дисциплинах, которые необходимы для дальнейшего развития музея, поэтому мы считаем его назначение неприемлемым. Помимо этого, нам сообщили, что после назначения он не потеряет свой церковный сан и будет продолжать возглавлять благочиние. Мы сомневаемся в том, что он сможет продуктивно возглавлять два достаточно крупных института: церковный и светский. В любом случае мы считаем неприемлемым назначение священнослужителя на светскую должность. Даже несмотря на то, что нам говорили, что он хороший хозяйственник, что он поднял благочиние, фактически с ноля. Да, мы верим в это, но Херсонес – это совершенно иное учреждение, которое требует принципиально иных подходов. Поэтому данное назначение совершенно нелогичное.

АН: Как Вы считаете? откуда «растут ноги» у этого назначения?

Тут я не могу точно ответить, я не вхож в эти кулуарные круги. Единственное, я могу сказать, что конфликт между церковью и учеными заповедника очень давний. Церковь в свое время потеряла монастырь, который располагался на этой земле. И на протяжении многих лет они пытались, добивались того, чтобы этот монастырь был восстановлен. Есть доля вероятности, что данное назначение было спровоцировано именно желанием церкви вернуть себе эти земли и восстановить монастырь. В то же время на сайте РПЦ не было никакого упоминания о том, что патриарх Кирилл дал свое благословение на то, чтобы отец Сергий возглавил музей. На сайте была лишь «информационка» – просто запись о том, что прошло такое назначение и все. То есть ситуация неоднозначная, поэтому и ответ дать на этот вопрос пока не представляется возможным.

АН: То есть вы не рассматриваете дальнейшую работу в созидательном контексте? Не рассматриваете вариант работать вместе и вместе достигать поставленных целей?

Нет. Поймите, у церкви и у музея принципиально разные задачи и пути их достижения. Тем не менее, мы сотрудничали с храмом, у нас были общие мероприятия, были разного рода совместные проекты, которые мы организовывали и проводили вместе, но это совершенно другое. Мы можем развиваться и сосуществовать параллельно, но «ходить под церковью» мы не планируем. Мы будем требовать и добиваться восстановления на должности прежнего директора – Андрея КУЛАГИНА.

АН: Многие из сотрудников музея в положительном «ключе» отзываются о нем. Говорят, ему удалось многого достичь. Так ли это?

Понимаете, Андрей КУЛАГИН находился на посту «без году неделя». Но за это время им были проложены колоссальные усилия, чтобы вывести Херсонес на федеральный уровень подчинения. Вы ведь понимаете, что мы вошли в Россию как локальный, городской заповедник, в то время как мы является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда КУЛАГИНА назначили на должность директора с нашей стороны начали исходить постоянные письма, поездки в Москву, разговоры, встречи и иные телодвижения в сторону того, чтобы наш музей, в конце концов, стал объектом федерального значения.

АН: Так может тут и «корень» этого конфликта? Кому-то в севастопольском правительстве не понравилось то, что музей выйдет из их подчинения?

И здесь все не так однозначно. Помните, в начале года у нашего губернатора была инициатива об объединении всех музеев под одну гребенку? Нас тогда пытались объединить с Максимовой дачей, Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, то есть попытались совместить несовместимое. Мы тогда «восстали», подняли эту проблему на федеральный уровень и губернатору, видимо, «дали по шапке» и эта инициатива сошла на нет. Тогда же Владимир ПУТИН и сказал о том, что Херсонес – уникальный памятник федерального масштаба и предложил разработать дорожную карту для придания заповедника статуса федерального. К чему я веду: это не наша инициатива, это решение президента, которое мы начали и продолжаем выполнять.

АН: Относительно недавно вокруг Херсонеса начали возникать некоторые инсинуации, касательно торговли землей. Упоминалось и имя КУЛАГИНА. Насколько, по-вашему, существенны эти обвинения?

Понимаете, разговоры о торговле землей в Херсонесе ведутся уже давно. Такие же скандалы возникали вокруг ЖУНЬКО – человека, находящегося на посту директора музея до КУЛАГИНА. Но тут нужно разобраться: земля, на которой находится Херсонес – городская. Она не принадлежит априори музею. В том случае, если на этой земле находятся какие-то значимые для архитектуры сооружения, мы просим власть придать этой земле соответствующий статус. Поэтому выведение или продажа земли – компетенция городских властей. И еще: когда господин ЖУНЬКО был директором, вокруг него тоже ходило много слухов о, якобы, торговле землей. Но его обвиняли в торговле участком, который был продан в 1999 году, притом, что сам ЖУНЬКО был назначен директоров лишь в середине 2011 года. Не кажется ли вам, что это, по меньшей мере, странная обвинительная конструкция? То же самое и о КУЛАГИНЕ можно сказать: он был директором лишь несколько месяцев, поэтому обвинять его можно лишь в том, что произошло за эти несколько месяцев, а не в том, что произошло за несколько лет до этого.

АН: Скажите, существует ли дальнейший план ваших действий? Как именно вы планируете добиваться решения вашей проблемы? Стоит ли выводить ее на федеральный или международный уровень?

На федеральный уровень эта проблема уже выведена. Советник президента по культуре, господин ТОЛСТОЙ уже назвал это назначение глупым. Фактические все профильные (и не только) федеральные чиновники знают о нашей проблеме. Что касается международного уровня, то мне уже звонили коллеги из других стран, спрашивали о том, что происходит. То есть люди об этом знают. Касательно дальнейшего плана действий, то тут сложно сказать: сегодня должна состояться встреча с депутатами Законодательного собрания, послушаем, что скажут они.

Филипп ЛЕБЕДЕВ для «Аргументов недели – Крым»