Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Шаткое здание крымского образования

26-08-2015 16:54 [ «АН-Крым» ]

Шаткое здание крымского образования

Начало нового учебного года в крымских школах, колледжах, техникумах и университетах приближается с каждым днем, а вопросы о готовности образовательных учреждений принять жаждущих знаний учащихся и студентов слышатся все чаще и настойчивей. Именно поэтому министр образования, науки и молодежи РК Наталья ГОНЧАРОВА поспешила поделиться с общественностью предварительными итогами вступительной кампании 2015 года, а также рассказать о решении некоторых проблем, существующих в этой сфере. Несмотря на то, что от отчета сложилось в целом положительное впечатление, тревожных звоночков прозвучало тоже немало, поэтому волноваться и напряженно работать предстоит как педагогам, так ученикам.

Поступательное движение

этом году численность поступающих в крымские вузы составила 25 тысяч человек, в основном выпускники 11 класса, а также дети, закончившие девятый класс и решившие получать образование в техникумах и колледжах. Среди абитуриентов также было порядка 300 россиян из других регионов страны, избравших для учебы образовательные учреждения полуострова, а также было подано 200 заявлений от иностранных граждан, в том числе и жителей Украины. Наибольшим спросом у поступающих в вуз пользовались медицина, экономика, юриспруденция, русский язык и литература, психология. Кроме этого, более тысячи крымчан были зачислены в образовательные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, поскольку там были предоставлены бюджетные места. В частности, крымские ребята стали студентами Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного института международных отношений, Высшей школы экономики и других.

Невзирая на то, что особенностью вступительной кампании для крымчан стало льготное поступление в вуз, поскольку сдача Единого государственного экзамена была не обязательной и документы принимались на основании результатов выпускного экзамена, возникло очень много желающих по окончании 9-го класса получить среднее профессиональное образование (СПО). Неизбежное испытание в виде ЕГЭ, которое грядет в 2016/17 учебном году, вынудило учащихся уже сегодня спонтанно искать спасения в стенах техникумов и колледжей, которые на этот раз не испытывали недостатка в абитуриентах. Эта удивительная тенденция не ускользнула от внимания министра образования РК, хотя подобный спрос был встречен Натальей ГОНЧАРОВОЙ положительно. «Нас это однозначно радует и ставит задачи о модернизации системы СПО с точки зрения улучшения и обновления материально-технической базы, а также лицензирования и аккредитации новых специальностей, направлений и профессий», – отметила она.

В целом же во время вступительной кампании не было отмечено вопиющих эксцессов, а на возникающие обращения министерство образования РК старалось оперативно реагировать и «всегда становилось на сторону ребенка».

Арсенал образования

Подготовка к учебному году ведется полным ходом, и муниципальные комиссии совместно с представителями МЧС и Роспотребнадзора инспектируют общеобразовательные школы. У 64% заведений уже подписаны акты, дающие право принимать учащихся. «Наши школы пока не могут отвечать российским стандартам, но для этого очень многое делается, начиная с обновления материально-технической базы, капитального и текущего ремонта, поэтому школы открыты, но те замечания, которые прописаны МЧС и Роспотребнадзором, в течение 3-4 лет должны быть исправлены», – объяснила Наталья ГОНЧАРОВА.

В этом направлении уже делаются определенные шаги, в частности, был выделен 1 млрд рублей, который пойдет на установку противопожарной сигнализации в образовательных учреждениях. По плану она будет установлена в 239 школах и местах круглосуточного пребывания детей до конца 2015 года. Кроме этого, работа будет продолжена и в следующем году, а в проекте бюджета на эти цели уже отведено 1 млрд 40 млн рублей.

Однако ответственность за наличие ограждения вокруг образовательного учреждения несут муниципальные образования, а в решении каждого конкретного случая требуется индивидуальный подход. Некоторым школам достаточно провести ремонт существующей ограды, другим – предстоит возводить такое сооружение с нуля, учитывая архитектурные особенности улицы или города.

На установку в образовательных учреждениях видеонаблюдения, которое наряду с противопожарной сигнализацией и ограждением является третьей составляющей антитеррористической безопасности, предъявляемой образовательным учреждениям, было заложено 600 млн рублей. Тем не менее, такое оборудование в некоторых регионах Крыма, в частности, в Нижнегорском районе, устанавливается во всех общеобразовательных учреждениях за счет муниципальных властей. Кроме этого, места, где проводились испытания ЕГЭ и ГВЭ были оснащены в обязательном порядке камерами видеонаблюдения.

Все крымские школы обеспечены учебниками в полном объеме, но Наталья Гончарова призывает учащихся их беречь и не терять, поскольку стоимость учебной литературы на школьном базаре достаточно высока, хоть ассортимент ее необычайно широк. «На сегодняшний день очень хочется работать учителем, потому что всего очень много, а по российскому закону учитель с точки зрения учебно-методической литературы может пользоваться абсолютно всем, даже к такому источнику, как интернет, учитель имеет право прибегать», – восхищается министр образования РК.

Между тем, школьная форма вызвала у Натальи ГОНЧАРОВОЙ обеспокоенность, ведь немногие продавцы смогли представить сертификаты качества и таможенные декларации на свой товар, поэтому об этих нарушениях она собирается заявить в налоговую инспекцию. О том, что подобная ситуация непременно возникнет, крымские производители школьной одежды предупреждали еще весной, когда просили квот в обеспечении образовательных учреждений качественной продукцией. Однако интерес к составу ткани и стране-производителю в министерстве образования проявили лишь к началу учебного года.

Кстати, новый виток образовательного процесса в Крыму традиционно стартует 1 сентября, за исключением некоторых учреждений СПО. «О переносе в школах сроков учебного года мы пока говорить не можем. Поверьте мне, в цене не только каждый день, каждый час, каждый урок, потому что учебные планы переходные, они адаптированы так, чтобы максимально быстро наши дети смогли перейти уже на полный стандарт образования согласно российским законам», – отметила Наталья ГОНЧАРОВА.

На понятном языке

Интересно ситуация обстоит с учащимися, которые подали заявление на обучение не на русском, а на двух других государственных языках республики.

Если в учебном году 2014/15 насчитывалось 29 классов с крымскотатарским языком обучения, то за счет сформированных трех первых классов их количество в этом году достигло 32, при этом школ, предоставляющих такую услугу, по-прежнему осталось 15. «Мы детально изучили ситуацию по этим школам, и надо отметить, что они расположены в местах компактного проживания крымских татар, где есть потребность и спрос в таком обучении, но на 100% не заполнена ни одна школа», – сообщила министр образования РК.

Между тем учащиеся встретят 1 сентября без учебников, которые соответствовали бы российской программе, поскольку перевод такой учебной литературы еще ведется. «Из 49 млн рублей, которые необходимы для издания учебников, на сегодняшний день есть 15 млн рублей. Этого достаточно, чтобы в этом году осуществить полностью процедуру перевода», – поделилась Наталья ГОНЧАРОВА.

Однако пособия по типу разговорников и методические рекомендации, разработанные Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования, будут доступны уже к 1 октября этого года.

Уже в прошлом году украинская филология не пользовалась спросом у абитуриентов, поэтому студенты, поступившие на эти отделения, обучались по адаптированной программе, изучая параллельно русский или другие языки. В этом году не было набрано ни одного первый класса с украинским языком обучения. Таким образом, в Крыму осталось всего 17 классов, где преподавание ведется на нем, в частности, в Академической гимназии Симферополя (бывшая Украинская гимназия). 

Учебная тревога

Тем не менее, поводов, чтобы от первого учебного звонка сердце забилось не от радости, а тревоги, тоже хватает. Например, в учебные заведения вселяет беспокойство внедрение подушевого финансирования, которое требует правильно рассчитать образовательные услуги, предоставляемые учащимся. В профильном ведомстве Натальи ГОНЧАРОВОЙ проект нормативного документа уже подготовили, но полученная цифра требует дополнительного согласования Министерства образования РФ и Министерства финансов РК, поэтому ее не разглашают. Однако с января 2016 года работать по этой системе начнут в испытательном режиме учебные заведения Евпатории и Красноперекопска. Полный перевод на подушевое финансирование произойдет только после того, как произойдет оптимизация сети школьных учреждений в республике. Наталья Гончарова признает, что сельским школам, в которых обычно меньше 300 учеников, данный переход дастся нелегко, он поставит их на грань выживания, в то время как общеобразовательные заведения Симферополя от этих изменений только выиграют.

Помимо этого, уже сейчас министерство образования РК намерено настаивать на продлении периода лицензирования, который станет необходимым уже в следующем учебном году. Ранее с подобной процедурой школьные учреждения не сталкивались, поэтому стандартам, предъявляемым Роспотребнадзором, на данный момент соответствует только 25% учебных заведений Крыма. Конечно, ведется работа по обновлению материально-технической базы, выделены средства на закупку школьных автобусов и компьютерного оборудования, и даже ведутся переговоры министерства образования о необходимости закупки новой мебели для школ, но чувствуется, что опасения ведомства в отношении получения лицензий крымскими образовательными учреждениями не беспочвенны.

Призрак ЕГЭ, который мерещится вдали крымским детям, уже сегодня толкает их на получение образования в техникумах и колледжах. При этом имеют место факты, когда выпускники 9-х классов, не прошедшие конкурс в техникуме, получают отказ также в школе, которая и выдала им аттестат об образовании. Так администрация учреждения стремится инстинктивно отсеять учеников с низкими показателями. В связи с тем, что такой случай не единичный, корреспондент «Аргументы Недели – Крым» поинтересовался, как министр образования рассматривает подобные происшествия.

«Я сама столкнулась в одной из школ Симферопольского района, но директор тут же поправился и принял ребенка, поэтому если такие факты будут, то однозначно мы должны о них знать. Это неправильные, непрофессиональные действия со стороны администрации школы, потому что если они считают, что таким образом они уберут из 10-11 классов слабоуспевающих учащихся и их показатели будут выше, то это ровно до тех пор, пока не вступило подушевое финансирование. Дети, которых мы выпустили после девятого класса – это тоже наш продукт образования, и мы за него в ответе, поэтому мне не понятны действия учителей, которые не дали возможности пересдать двойки. Мне не понятны действия администрации школ, где еще не составлены индивидуальные планы работы с такими детьми», – прокомментировала Наталья Гончарова.

Впрочем, определенные трудности возникли у школ и с оформлением государственных актов на землю, и с выплатой денег на оздоровление учителям в некоторых районах, что свидетельствует о том, что фундамент крымского образования не столь крепок, как хотелось бы верить.

Борис СЕДЕНКО

 

//Наши партнеры