Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Севастополь. Премьера. Очнитесь, что ли, ото сна!

29-04-2016 08:09 [ «АН-Крым» ]

Севастополь. Премьера. Очнитесь, что ли, ото сна!

В Севастопольском русском драматическом театре им. А.В. Луначарского 27 апреля показали премьеру  – «Дядюшкин сон». На постановку главный режиссер театра Григорий ЛИФАНОВ пригласил Василия СЕНИНА, ученика Петра ФОМЕНКО, успешно работающего в ведущих театрах страны и Европы.

ернее сказать, выбор пал на ДОСТОЕВСКОГО, когда Василий прилетел в Севастополь, самый русский город Крыма и ощутил атмосферу этого места. Красивый приморский город, героической историей которого очень гордятся его жители от мала до велика, в котором патриотизм поднят на небывалую высоту, где плакаты с президентом России на каждом шагу, и в то же время где обывательский дух силен и уровень дискуссий не отличается терпимостью, вызвал у СЕНИНА, человека левых взглядов, некоторое отторжение и вопрос: а «придется ли он ко двору» здесь? Со всех сторон он рисковал встретить неприятие и непонимание: наверняка его друзья по фейсбуку, по столичному театральному цеху, узнав новость о постановке в Крыму, с негодованием  покажут на него пальцем, а те смыслы, которые он постарается донести в спектакле, вызовут отторжение у местных патриотов.

Город Мордасов у ДОСТОЕВСКОГО… Мордасов. Да не тот же фейсбук – этот Мордасов,  эта самая «мордокнига», куда зачастую сплевываются ошметки яростно-нетерпимых или угодливых мнений, за которые не приходится отвечать, и все предсказуемо ясно – «если ты не на нашей стороне, так иди в другой лагерь и брызгай слюной там». Стоит ли ориентироваться на «мордасов» в этом широком понимании слова?

Делая мучительный выбор принадлежности к месту сценического творения, Сенин вынужден был раздвинуть рамки неких собственных представлений о мироустройстве, найти форму диалога, прежде всего, с артистами, победить недоверие друг к другу и в эстетике, и в способе мышления. Актерам пришлось  преодолеть страх не побояться сказать правду о самих себе как о людях, живущих здесь и сейчас, в условиях, когда «Крым наш», а Европа наложила на всю Россию санкции. И в этом освобождении от внутренних рамок, от затиснутости в новую геополитическую реальность и выявился тот самый смысл, ради чего вообще режиссер СЕНИН поставил в Севастополе «Дядюшкин сон» Федора Михайловича ДОСТОЕВСКОГО.

На премьеру билеты были раскуплены загодя. Севастопольский зритель любит классику и традиционные постановки. Потому руководство театра изрядно переживало, как воспримет публика произведение Достоевского, которое режиссер СЕНИН поставил с присущей ему провокативностью.

И вот день премьеры. Три действия. Три часа длится спектакль. СЕНИН ни в чем не отходит от текста ДОСТОЕВСКОГО, он бережно сохраняет все диалоги, все подробности нарастающей интриги, только добавляет фона из толпы крестьянских девок, то весело танцующих на пнях, то выходящих с вилами и кольями на защиту неких, явно не своих ценностей, а лишь служа барскому приказу. Потом «народная воля» сменяется стройным хором дамочек Мордасова, выведенных с крайней степенью карикатурности.

На сцене практически нет декораций – точнее, они сведены к отлично выставленному свету (Сергей МАРТЫНОВ) и… пням. Пни не перерастут к концу действия в цветущие деревья, и даже хилых ростков на них так и не появится. Эти срубленные почти под корень бывшие деревья выступают порой в качестве плахи – главные героини Мария МОСКАЛЕВА (заслуженная артистка Украины Нателла АБЕЛЕВА) и ее дочь Зина (Елена ВАСИЛЕВИЧ) – то и дело обреченно кладут свои головы на пни, будто ожидая приговора (общества, судьбы, случая?). Пни становятся постаментами для демонстрации своих идей и  иллюзорных планов жительниц Мордасова. Становясь на пень, заявляет свои немудренные позиции МОЗГЛЯКОВ (Александр ПОРЫВАЕВ) – племянник князя, объявивший дядюшку этаким остатком демократии, представляющим из себя «полупокойника, глаза у него вставные, ноги пробочные, он весь на пружинках».

По сюжету, как многие помнят, в город Мордасов заезжает престарелый Князь. Интрига разворачивается вокруг богатства Князя и его влиятельности. Всякая уважающая себя дама в Мордасове считает за честь пригласить Князя в дом, подружиться с ним, а то и записать в женихи. Но больше всех удается план МОСКАЛЕВОЙ: включив все свои чары и приемы обольщения, она добивается согласия Князя жениться на ее дочери.

Мы видим, как на глазах чистая и великодушная Зиночка превращается в алчную, жестокую и коварную интриганку. И только еще один обман влюбленного в нее Мозглякова по поводу дядюшкиного сна не дает развернуться до конца этой гнусной интриге.

А ведь в иллюзии и несбыточной мечте о любви есть своя правда и красота: немощный князь, роль которого удивительно тонко и филигранно ведет заслуженный артист Украины Виталий ТАГАНОВ, на какие-то секунды вдруг по-молодецки выпрямляется, голос его крепнет, и нам является другой образ – сильного и уверенного в себе мужчины. Но ничто, ничто не может вывести князя из смрадного мира разлитого вокруг бесчувствия и полного отсутствия любви – путаясь в именах и людях, не осознавая себя самого, лишь всполохами ощущая некую красоту, явленную ему в женских неясных ликах, он предпочитает вернуться в спокойный уголок своего призрачного существования.

Спектакль решен с обилием ярких «говорящих», почти клоунских костюмов, высоких взбитых париков (художник Фагиля СЕЛЬСКАЯ), масок,  выразительных приспособлений – в виде подпорок-стрел князя, которыми, он гремит, будто старыми костями, и выбрасывает их как напряженные щупальца осьминога, стремясь ухватить остатки ощущений. На сцену  выезжают персонажи на причудливых велосипедах, выкатывают высокие волны, баюкая мечты героев и героинь, дамочки в пышных  платьях выстраиваются как фигуры на шахматном поле.

- В моем спектакле нет презрения или унижения привычек провинциальной жизни, это, скорее, призыв очнуться ото сна, в котором люди склонны пребывать, считая свой уклад жизни единственно правильным, – рассуждает Василий СЕНИН. – Мне важно было добиться согласия с актерами, чтобы они как-то иначе задышали и заговорили со сцены, чтобы увидели и передали смешное и страшное. Только задавая себе вопросы, зачем и как он живет, человек меняется. По большому счету и я в свое время не уехал за рубеж жить и работать, потому что хочу понять, каким языком и о чем мне, театральному режиссеру, важно и нужно говорить в своей стране. А то, что мы способны открывать в себе неизведанный потенциал, новые возможности, подтверждает наша совместная работа с актерами. С кем-то мы не сработались, а кто-то, через трудные и нервные репетиции, достиг потрясающего звучания и силы, как это произошло с исполнительницей роли Марьи МОСКАЛЕВОЙ Нателлой АБЕЛЕВОЙ. Она провела свою огромную и сложную роль точно и талантливо. И я, безусловно, благодарен труппе театра, что они выдержали мой непростой характер и мы родили спектакль за столь недолгое время, которое нам было отведено – за два месяца.

Послесловие

По окончании спектакля мини-опрос зрителей.
Женщина средних лет с приятной улыбкой:
- Я очень понимаю мать, которая хотела счастья своей дочери и стремилась выдать ее замуж за богатого человека. На этом пути чего только не выдержишь!
Модно одетая женщина, интеллектуального вида:
- Думаю, это спектакль о мечте. О мечте, которая не осуществилась.
Все. Занавес!

Елена ДОБРЯКОВА

(фото автора)

149.JPG

128.JPG

130.JPG

133.JPG

145.JPG

 

//Наши партнеры