Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Не «искусственный» взгляд на Симферопольскую школу искусств

04-05-2016 10:55 [ «АН-Крым» ]

Не «искусственный» взгляд на Симферопольскую школу искусств

Ирина АНДРЕЙЧЕНКО. Заведующая вокально-хоровым отделом СДШИ (председатель профсоюзного комитета СДШИ).

В апреле 2016 года в СМИ появилась публикация о спорной ситуации между двумя школами  (Симферопольской детской школой искусств (СДШИ) и СОШ №2), которые почти 30 лет мирно сосуществовали в одном здании, сотрудничали в обучении и воспитании «общих» детей, и это полезное взаимодействие  одобрялось родителями учащихся, стремившихся отдать своих детей именно в эту школу-комплекс. 

статье помимо фактических ошибок (в том числе, количество учеников СОШ №2), изложены, как я считаю, и заблуждения, которые послужили основой для несуразных авторских выводов (например, о «юридической неправомерности» заключения договора и угрозе «ответственности за неисполнение российского законодательства»). По материалам напечатанного, свою версию нынешнего положения дел в СДШИ начну «сначала».

Симферопольская детская школа искусств была действительно открыта на базе общеобразовательной школы №2  города Симферополя по улице Трубаченко, 18-А  в  составе школы-комплекса эстетического воспитания согласно Решению исполкома Симферопольского городского совета от 22.07.1988 г. № 266  (далее – Решение). Таким образом, как и СОШ №2, СДШИ входила в состав школы-комплекса эстетического воспитания, но никогда не являлась структурным подразделением  СОШ №2.

СДШИ изначально открыта как отдельное юридическое лицо, чему свидетельствует следующее: в Положении о школе-комплексе (приложении к Решению) значатся 2 учебных организации, 2 директора,  2 органа управления (у СОШ №2 – отдел образования, у СДШИ – отдел культуры); городскому отделу культуры Решением предусмотрено финансирование «на открытие и содержание школы искусств» (то есть у СДШИ имелся свой баланс, осуществлялся самостоятельный бухгалтерский учет и так далее).

С 2006 года действительно стал заключаться договор аренды между Фондом коммунального имущества Симферопольского городского совета (представителем собственника имущества) и СДШИ (как с отдельным юридическим лицом) с целью, как указывалось, «упорядочения  взаиморасчетов двух юридических лиц». Таким образом, из равноправного пользователя помещениями школа искусств превратилась в арендатора, а с 01.07.2016 для СДШИ возникла угроза вообще остаться без помещений.

Директор СОШ №2 КУХНИНА В.А. изложила СМИ свое видение ситуации: «В условиях российского законодательства перезаключить его (договор безвозмездного пользования помещениями СОШ №2 с СДШИ) невозможно». Исходя из текста, полагаю, что в своих выводах директор ссылается на п.3_2 ст.17.1  ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ при определении возможных пользователей помещениями общеобразовательных школ. Однако этот пункт лишь дополняет перечень обладающих правом безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества (т.е. помещений СОШ №2), которое предоставляется «образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая … муниципальные образовательные учреждения» (п.п .3, 6  ч.1 ст. 17.1 вышеуказанного ФЗ).

Таким образом, детской школе искусств не обязательно быть «медицинским и спортивным учреждением, горпищеторгом», чтобы иметь право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом «без проведения конкурсов и аукционов», так как  СДШИ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением.

Действительно, из-за постоянного дефицита бюджетных средств, здание СДШИ так построено и не было. Но прежние градоначальники, понимая социальную важность детского учреждения культуры, а также благодаря благосклонному отношению к СДШИ прежнего директора СОШ №2, пытались решить проблему размещения школы искусств полумерами: именно поэтому возникли переоборудованные за счет городского бюджета под учебные кабинеты СДШИ кладовки, подсобки, пионерская, другие «комнаты» и подвальные помещения. Из цитаты «СДШИ заняла переходы…» можно подумать, что преподаватели СДШИ тайно, без согласования,  по ночам «мастерили» себе рабочие места.

В предыдущие годы безвременья для детей не строились специально оборудованные здания, поэтому значительная часть кружков, секций, студий и, в том числе, школ дополнительного образования расположены в подвальных или приспособленных помещениях.

Никто не спорит о том, что необходимо привести условия размещения организаций дополнительного образования в соответствие с российскими нормами и правилами, но «чтобы это сделать, нужны нетрадиционные ходы и варианты решения стоящих перед нами вопросов», не лишая детей возможности содержательно проводить свой досуг и развивать свои способности. Сокращая сеть организаций дополнительного образования, государство будет вынуждено расходовать эти же или даже большие бюджетные средства на увеличение количества исправительных учреждений.

Требования для получения лицензии на образовательную деятельность в полном объеме пока не могут выполнить большинство школ Крыма. Значит ли это, что все они будут закрыты или расформированы, ведь это проблему не решит? Сейчас появилась возможность с помощью федерального бюджета построить долгожданное здание СДШИ, которое соответствовало бы всем нормам пожарной безопасности, СанПиН и др. требованиям. Но пока нужно найти выход из сложившейся ситуации и сохранить для столицы Республики Крым такой значимый социальный объект, как Симферопольская детская школа искусств.

Примеры дальновидных управленческих решений по сохранению и развитию сети школ дополнительного образования имеются не только на «материковой» России, но и у нас в Крыму: в Старом Крыму, чтобы сохранить музыкальную школу и отремонтировать аварийное здание, в котором она размещалась, ДМШ переместили в здание общеобразовательной школы. В Кольчугино детская школа искусств размещена в здании общеобразовательной школы и с ней беспрепятственно заключен договор на использование помещений. При поддержке руководства Джанкоя на базе музыкальной школы открывают другие отделения, чтобы предоставить возможность детям получать предпрофессиональное образование не только в области музыки, но и по другим видам искусства. Следовательно, договоренности и преобразования зависят от позиции местных властей.

Что касается лицензии на образовательную деятельность, которую якобы не может получить СОШ №2 из-за СДШИ, то  в документах (Заключении ОНД по городу Симферополь УНД ГУ МЧС России по РК от 17.04.2015 г. № 70 «О соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности», письме начальника Территориального отдела по Симферополю и Симферопольскому району МУ Роспотребнадзора по РК и г.Севастополю ГОНЧАРЕНКО О.В. от 05.10.2015), кроме указания, что «часть помещений школы используется не по назначению (школа искусств)», имеется внушительный  перечень замечаний к СОШ №2, для устранения которых потребуется немало времени.

Предписания контролирующих органов, безусловно, необходимо выполнять. И если не относиться к этим требованиям формально и не изыскивать причины, по которым СДШИ нужно закрыть, то вариант дальнейшего сосуществования двух школ в одном здании возможен. В этом случае необходимо переместить занятия СДШИ из части помещений, к которым имеются претензии контролирующих органов, в часть общеобразовательных кабинетов, соответствующих СанПиН. Однако этот вариант по надуманным причинам не согласовывает балансодержатель.

Все учащиеся СОШ №2 (1060 человек) занимаются в 1-ю смену. Из них 580 учащихся обучается в школе искусств во 2-ю смену. В связи с тем, что потребности у СОШ №2 занимать помещения до 19.00 часов нет, логично, что в свободных кабинетах во внеурочное время свои же дети смогут разместиться, чтобы получать дополнительное предпрофессиональное образование.

Кроме того, в СОШ №2 имеются 46 учебных кабинетов, и только 3 из них полный учебный день занимает СДШИ (остальные помещения, используемые школой искусств  – переоборудованные из  вспомогательных). Дети СОШ №2 с 1-го по 11-й класс распределены по 34 классам. Таким образом, при рациональном расписании уроков 34 школьных класса разместятся в 34 учебных кабинетах, а 12 останутся резервными. Часть из них, без ущерба для образовательного процесса СОШ №2, могут быть переданы для использования СДШИ. 

Руководство школы искусств неоднократно предлагало администрации Симферополя создать рабочую группу для решения вопроса с выездом на место, чтобы объективно определить, как в сложившейся ситуации эффективно использовать муниципальное имущество. Проведение занятий СДШИ во внеурочное время в кабинетах СОШ №2 не только позволит детям беспрепятственно доучиться в школе искусств, но и решит вопрос с лицензированием обеих школ. Примеры подобного сосуществования общеобразовательной школы и школы искусств имеются во многих российских городах: общеобразовательная школа, как балансодержатель здания, получает лицензию на учебные кабинеты, а арендатор (школа искусств) – лицензирует только образовательные программы, т. к. помещения у них общие. Таким образом, вариант сохранения СДШИ в помещениях СОШ №2 (с учетом норм СанПиН) до ввода в эксплуатацию нового здания – самый рациональный, наименее затратный, сохраняющий права участников образовательного процесса и, вместе с тем, соответствующий требованиям российского законодательства.

Бесспорно то, что все дети должны получить качественное общее образование. В этом основная задача СОШ №2. А назначение СДШИ в том, чтобы удовлетворить потребность в дополнительном предпрофессиональном образовании в соответствующем направлении искусства по выбору детей и их родителей. Ведь если есть спрос на такие услуги, значит должно быть и предложение.

Школа искусств с момента создания работала по учебным планам музыкальной, художественной, хореографической школ, о чем свидетельствует вышеупомянутое Решение: срок обучения – 8-10 лет (в каком кружке предусмотрен вообще срок обучения?). С переходом в правовое поле РФ, в соответствии с федеральными государственными требованиями, как и все школы искусств РФ, СДШИ перешла на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Особенность школы-комплекса эстетического воспитания заключалась именно в том, что дети, которые изъявили желание заниматься в музыкальной, художественной или хореографической школах, получали эту возможность в стенах своей же общеобразовательной  школы, перейдя в «соседний» кабинет.

На протяжении всего существования СДШИ, как образовательной организации, по окончании полного курса обучения выпускникам выдавался документ об образовании – свидетельство государственного образца (при чем, именно школы искусств, а не СОШ №2, как если бы СДШИ была ее структурным подразделением). Целью школы искусств являлось и является «выявление наиболее одаренных детей для последующей специальной подготовки». Общеобразовательные предметы изучают все, но учеными становятся единицы. Точно так, из всех детей, обучающихся в СДШИ (как и в других школах дополнительного образования), лишь выдающиеся в области искусства продолжают свое обучение в профессиональных учреждениях. Но бесспорно, у всех своих учащихся школа искусств воспитывает эстетический вкус, культуру восприятия, широкий кругозор и дает возможность разностороннего и гармоничного развития. Дети получают качественное образование и становятся настоящими ценителями высокого искусства.

Таким образом, на вопрос, заданный автором публикации:  «На каком основании СДШИ может пребывать в стенах второй школы?», отвечаю и подвожу итог: на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом МО ГО Симферополь РК, заключение которого с муниципальным бюджетным образовательным учреждением (СДШИ) правомерно, а также потому что:

- школа искусств открыта на базе СОШ №2 и успешно функционирует в этом здании уже более 27 лет;

- собственник своими правовыми актами определил ее фактическое местонахождение и юридический адрес в учредительных документах;

- администрация Симферополя не имеет другого здания для перемещения в него СДШИ, а для строительства новой школы потребуется время;

- в России изыскивают возможности развития организаций дополнительного образования детей и широко внедряют сетевую форму реализации образовательных программ (ст.15 ФЗ «Об образовании в РФ»), а в Крыму – это единственная школа искусств, имеющая почти 30-ти летний опыт такого взаимодействия с  общеобразовательной школой;

- для населения и статуса культурной столицы Республики Крым имеется вполне достаточное количество  общеразвивающих кружков, но не хватает школ дополнительного образования.

Обучая почти три десятилетия детей Симферополя «высокому, светлому, вечному»  в переоборудованных школьных подсобках,  Симферопольская детская школа искусств заслужила нового здания долгими годами испытаний на прочность, подвижнической работой, стойким преодолением трудностей и, несмотря ни на что, достижением высоких профессиональных результатов. Именно поэтому Симферопольскую детскую школу искусств необходимо сохранить, и построить в столице Республики Крым специализированое здание для занятий искусством новых поколений талантливых детей.

Р.S. Пока я писала статью, стало известно, что решение вопроса о размещении СДШИ                                 в СОШ №2 поручено заместителю Главы администрации г. Симферополя ТУРУ Ю.П., в полномочия которого с недавних пор передано кураторство деятельности муниципальных управлений социальной сферы.

На проведенных совещаниях ТУР обозначил позицию администрации  Симферополя, которая заключается в сохранении прежнего места размещения СДШИ (как образовательного учреждения культуры) до ввода в эксплуатацию нового здания школы искусств.

Теперь дело «за малым»: изыскать возможность добрососедского сотрудничества 2-х школ в ближайшей перспективе, как это было ранее в течение почти 30-ти лет.

 

//Наши партнеры