Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

О регате, «Фиоленте» и…любви

03-06-2016 15:14 [ «АН-Крым» ]

«По палубе передвигаемся на полусогнутых. Ходить можно везде, но всегда держаться одной рукой и следить, чтобы не зацепило. Особенно при поворотах – гик может прилететь в голову. Лучшая помощь – не мешать, если что-то не ясно – сразу спрашиваете», – таким кратким инструктажем встретил меня на борту капитан крейсерской яхты «Фиолент» Олег ВЕТРОВ.

БОЛЬШАЯ РЕГАТА

первые «Аргументы недели – Крым» в моем лице приняли участие в парусной регате «Морское перо-2016», которую уже третий год успешно проводит севастопольский яхт-клуб «Царская пристань». Соревнования подразумевают непосредственное участие представителей СМИ в гонке в составе экипажей крейсерских яхт. Раздумывал недолго – несмотря на то, что я вырос на море, в копилке жизненного опыта относительно больших переходов под парусом у меня не было – прогулочные выходы в море с шашлыками и рыбалкой не в счет. А в ходе «Морского пера» предстояло пройти морем около 22 миль от Севастополя до Балаклавы. Откинув прочь сомнения по поводу морской болезни и плохой погоды, вместе с коллегами прибыли в Севастополь к месту старта.

На эту гонку, по словам организаторов, прибыло едва ли не максимальное количество журналистов, пожелавших хлебнуть соленого ветра и испытать себя в открытом море – больше 80 человек, где помимо крымских коллег, участвовали СМИ из Москвы, Краснодара и Сочи. И всю эту разношерстную братию предстояло разместить по экипажам 36 севастопольских яхт.

В этом году гонка предстояла в формате регаты, то есть идти к финишу можно было исключительно на парусном вооружении, не используя вспомогательный двигатель, что добавляло азарта и адреналина в кровь.

ПОД ПОГРАНИЧНЫМ ФЛАГОМ

Получив предписание на яхту «Фиолент», я отправился искать ее у причала «Царской пристани». Проходя мимо бюллетеня погоды на стене клуба, оценил здоровый морской юмор – в графе «Штормовые предупреждения» маркером кто-то написал: «День пограничника!!!». Действительно, старт регаты выпал на 28 мая – праздник всех, кто имеет отношение к зеленым погонам. Поэтому, увидев на флагштоке «Фиолента» кроме триколора зеленый флаг погранвойск, я почему-то сразу подумал, что гонка будет интересной. Вскарабкавшись на борт и познакомившись с экипажем, я выяснил, что погран-флаг реет не зря – капитан «Фиолента» Олег ВЕТРОВ служил в погранвойсках на Камчатке, о чем недвусмысленно говорил зеленый пограничный тельник на нем. Этот факт развеял все наши опасения и сомнения по поводу исхода гонки. К тому же я, как человек не суеверный, увидев в составе экипажа девушку – Анастасию КОТОВУ, не стал лезть с дурацкими высказываниями про «женщина на корабле – к несчастью», а, напротив, решил считать это положительным моментом.

«Фиолент» – крейсерская яхта класса «Алькор», специально спроектированная для гонок и переходов длительностью до 10 суток. Первое впечатление – лодка небольшая. Однако, по всей видимости, на это повлияло количество людей на палубе – помимо штатной команды, «балласт», как я мысленно назвал себя и остальных пассажиров, составлял внушительное количество. Как позже выяснилось, моим коллегам из Ялты довелось идти на еще меньшей по классу и размерам яхте.

– На скорость повлияет? – интересуюсь у капитана, кивая на расположившихся по всей длине палубы коллег.

– Да уж точно, скорости нам не прибавит. Ничего, главное соблюдать баланс – если командую «На нос!» – все свободные сразу перемещаются туда, чтобы разгрузить корму, – пояснил Олег ВЕТРОВ.

Отдаем швартовы и на моторе неторопливо отходим от причальной стенки, лавируя между другими яхтами, двигающимися к месту старта регаты.

ВНЕЗАПНЫЕ СЛОЖНОСТИ

Стартовали яхты с рейда напротив Графской пристани и памятника затопленным кораблям. Уже там начал ощущаться свежий ветер, что еще больше подняло настроение – дул он в нужном направлении и достаточно уверенно. Лавируя на гроте и стакселе, «Фиолент» вышел на точку старта. Именно тогда в полной мере довелось увидеть, как слаженно и четко работает экипаж яхты – команда «К повороту!», ветер надувает грот, и лодка круто ложится на борт. Все быстро и четко занимают свои места, одновременно выполняя команды капитана, управляя парусным вооружением. Старт дан. Мы выходим из бухты, ветер крепчает – все потихоньку одеваются – становится совсем не жарко, как было у стенки.

– Ничего, поставим спинакер – тогда все согреются, – обещает Олег ВЕТРОВ.

Яхта режет волну, лаг показывает скорость 6,5 узлов – что уже вполне неплохо, как мне кажется. За кормой в кильватере тает Южная бухта и белыми чайками на синей воде идут другие яхты. Устроившись на корме, стараюсь не сильно мешать своим присутствием.

И тут начинаются «прелести» гонки – капитан, чертыхаясь, командует «Быстро, достали румпель, живее!».

Выясняется, что отказал штурвал – руль его не слушает. Мгновенно открывают ахтерпик на корме, достают румпель – рычаг для прямого управления пером руля и устанавливают его на рулевой головке. Капитан садится на румпель управлять яхтой, а в ахтерпик к рулевым тягам спускается член команды Владимир КОТОВ и пытается выяснить причину поломки.

– Потерся трос тяги. Натерло «бороду» на тросе, и он соскочил с ролика, – после продолжительных манипуляций с инструментами, вернувшись на палубу, объясняет он. – Толщины троса осталось половина, на сколько ее хватит – сказать сложно.

– Значит, будем идти на румпеле, по старинке, – констатирует капитан.

ПОД СИНЬЮ СПИНАКЕРА

Идем в открытом море. Ветер свежий, дует в корму, и Олег ВЕТРОВ дает команду перебрать спинакер и подготовить его к постановке.

– Уже давно перебрали, готов, – рапортует Анастасия КОТОВА выглядывая из кубрика.

– Когда успели? Молодцы, я даже не заметил, – удовлетворенно отвечает капитан. – Убрать стаксель, готовимся ставить!

Спинакер – дополнительный парус, самый живописный из всего парусного вооружения яхты, придающий наиболее яркий вид судну на фото. Используют его для увеличения скорости яхты при попутном ветре или, как говорят моряки, при курсе фордевинд.

Стаксель убран, ветер надувает полотнище спинакера, и яхта как будто замедляется. Но на самом деле, лаг показывает 8,5 узлов – почти крейсерская скорость для «Фиолента».

– Вот, это уже больше похоже на правду, – глянув на лаг, удовлетворенно отмечает капитан.

За счет того, что спинакер работает по принципу парашюта – тянет лодку вперед на попутном ветре, «Фиолент» идет быстро и ровно, практически без крена, в отличие от хода на гроте. Как и обещал Олег ВЕТРОВ, наступает всеобщее умиротворение – солнце припекает, ветровки и куртки сняты – становится тепло и комфортно.

Несмотря на видимую расслабленность, управление спинакером считается показателем мастерства яхтсменов.

Слева по борту видны другие яхты, также поставившие спинакеры и идущие почти под высоким берегом.

– Идти там – лотерея, – объясняет мне Олег ВЕТРОВ, – с одной стороны – сокращают расстояние по прямой, с другой – есть вероятность, что высокие скалы берега могут прикрыть ветер, и парус упадет. Потому мы идем мористее.

Проходим на хорошей скорости мыс Фиолент, Яшмовый пляж, и уже без бинокля виден неприметный вход в Балаклавскую бухту. Фиксируем финиш – мы дошли вторыми в своей группе! На этой приятной новости снимаем спинакер и готовимся к входу в бухту. Снять спинакер, особенно при свежем ветре – задача более сложная и ответственная, чем его постановка. Если упустить момент и вовремя не погасить парус, он может намокнуть, что в свою очередь может привести к опрокидыванию яхты. Поэтому к снятию спинакера прикладываю усилия и я – быстро гасим и подбираем парашютный шелк паруса, упрямо надувающийся ветром и выскальзывающий из рук. Все. Финиш.

Убираем грот и выруливаем к входу бухты, но тут по рации у нас запрашивает помощь лидер нашей группы – яхта «Гермес». Они финишировали первыми, однако что-то случилось с дизелем – перестал заводиться. Ближайшие к ним мы, и «Фиолент» берет на буксир победителя нашей группы. Так что в бухту первыми все равно зашли мы, буксируя лидера.

Нас встречает праздно отдыхающая Балаклавская бухта своей яркой набережной и прибрежными домиками Януковича-младшего. За спиной 21,5 миля морского перехода, шум ветра в надутом спинакере и легкое чувство грусти, которое неожиданно нахлынуло, когда я ступил на причал. За четыре с половиной часа гонки я успел влюбиться в яхту «Фиолент» и в ее команду. Как объяснил Олег ВЕТРОВ, яхта или сразу не нравится, или берет тебя за душу навсегда. В моем случае, скорее второе…

Севастополь-Ялта, 2016 год.

Павел ВЕСЕЛИК, «Аргументы недели – Крым» 

//Наши партнеры