Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Куда торопится Овсянников? Прочти и узнаешь

15-02-2017 13:30 [ «АН-Крым» ]

Куда торопится Овсянников? Прочти и узнаешь

Ольга ДРОНОВА,

член Общественной палаты Российской Федерации, 

соавтор общественной инициативы «Наш Севастополь»

Правительство Севастополя опубликовало проект важнейшего для города документа – «Стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года». По сути дела, это план жизни города и горожан, которому мы будем следовать ближайшие 13 лет. И хотя горожане не участвовали в создании Стратегии, жить по ней будем именно мы и наш Севастополь. 

Не хочу вдаваться в долгие рассуждения по поводу того, что на 196 страниц текста правительство, согласно заключенному контракту, должно потратить 13,5 миллиона рублей бюджетных средств, т.е. стоимость одной страницы документа составляет 69 тысяч.

Подрядчик – московская фирма «Бизнес Решения» – обозначила в самом начале своего труда, что «в процессе подготовки Стратегии разработчики опирались на действующие стратегические документы развития города. Среди них Концепция стратегического развития Севастополя до 2030 года, ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2010 года», ФЗ-377 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города Севастополя». Иными словами, ООО «Бизнес Решения» в процессе своей работы наряду с утвержденными законами, государственными программами опиралось на никем, нигде и никогда не утвержденный текст, служивший агитационным материалом в выборах 2014 года для команды ЧАЛОГО. 

Учитывая, что предлагаемая стратегия в июне должна приобрести форму закона Севастополя, наличие в ней подобной ссылки на несуществующий документ недопустимо.

Не обращаясь пока к тексту Стратегии, остановлюсь на форме ее принятия. Меня, конечно же, интересует процент участия cевастопольцев в ее создании. Итак, судя по официальным данным, заказали ее 5 августа 2016 года, а впервые презентовали группе, состоящей из чиновников правительства, Заксобрания и ресторатора Олега НИКОЛАЕВА, 30 ноября 2016 года на площадке того же АСИ. Очевидно, в декабре и январе Стратегию изучали в закрытом формате, поскольку на официальном сайте правительства документ появился лишь 3 февраля 2017 года. 

Параллельно с размещением текста правительство огласило и план подготовки проекта Стратегии к рассмотрению Законодательным собранием, в котором впервые присутствует формат обсуждения документа по направлениям с экспертами. Правда, нет никакой информации ни о принципах, ни о критериях отбора, ни о сформированном списке экспертов. Поэтому нам остается лишь верить, что экспертами, которых согласно плану слушали всего два часа, выступили севастопольцы.

Мне также непонятно, почему финальные правки нашей Стратегии доверены площадке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (все то же АСИ). Мне интересно узнать, почему врио губернатора спешит выступить с докладом о проекте Стратегии в Законодательном собрании именно 18 марта 2017 года. Ведь стратегия – это кропотливый труд, а не праздник, а 18 марта, как раз наоборот – праздник. 

Ну и несколько слов о самом главном – о содержании. В тексте стратегии содержится предельно много общей информации, хотя и правильно прописанной. Когда же речь касается деталей, оказывается, что проектные направления посвящены вовсе не тому, что нужно городу. Зато тому, что нужно конкретным бизнес-группам города. 

Одним из очевидных пробелов является непонимание авторов документа потенциала совместной деятельности города и Министерства обороны. Не проработаны векторы развития сотрудничества с военными по социальным вопросам – образованию, медицине, строительству. Не просчитан вклад Министерства обороны, в том числе по отчислениям НДФЛ, в бюджет города, при анализе экономического влияния базы на жизнь Севастополя не учитывается весь объем инвестиций, который идет от Министерства обороны в город.

В заявленной миссии – «Севастополь – геостратегический центр Причерноморья» – содержится геостратегическая ошибка. После вхождения Севастополя и Крыма в состав России на основе базы ЧФ РФ была создана Крымская военно-морская база, и территорией операций российской военной базы стал весь полуостров. Севастополь по функционалу – штаб этой базы, город с ключевой военной и исторической значимостью для всей России, без которого невозможно рассматривать отечественную историю. 

В проекте стратегии очевидно превалирование частных интересов представителей власти. Откровенно лоббируется так называемое «элитное» виноделие, мемориальный парк русского исхода «Примирение», проект «Балаклава», «ЭнерждиНет» ЧАЛОГО, проект яхтенного туризма «от Краснодарского края до Севастополя», который вообще не учитывает интересы и планы развития ни Краснодарского края, ни Крыма, через который, по замыслу авторов, должен пройти этот яхтенный маршрут. 

Документ не содержит одного из самых главных расчетов – экономического эффекта от государственных инвестиций: сколько рублей частных инвестиций придет на  рубль вложенных бюджетных средств. 
Вообще никак не проанализирована текущая ситуация – за счет чего сегодня живет город. Не оценено экономическое давление на бюджет города в результате создания новых объектов социальной инфраструктуры: больниц, школ, детских садов, парков. Так, например, содержание гектара зеленого общественного пространства обходится, по расчетам специалистов, бюджету в миллион рублей ежегодно.

Разработчики не уделили внимания созданию кадрового резерва государственной службы из числа севастопольцев, что жизненно необходимо для города, управляемого сегодня прикомандированными специалистами. 

Исходя из вышеизложенного, общественное движение «Наш Севастополь» при участии общественных организаций, российских экспертных центров и членов Общественной палаты города готово предложить разработку альтернативной Стратегии. 

Приоритет развития Севастополя, который поддерживает, по моему ощущению, большая часть горожан – это развитие вокруг интересов Черноморского флота. Это вовсе не значит, что нужно делать ставку сугубо на развитие военной базы. Ресурсы военной медицины, образования, высокотехнологичных производств вокруг задач обеспечения кораблей – перечень очевиден. 

С учетом непрозрачности модели разработки и внесения поправок в представленную Стратегию мы предлагаем создать новый документ, на основе долгосрочной, кропотливой, широкомасштабной работы севастопольских и российских экспертов и общественности.

Закончу свое заявление цитатой разговора президента с назначенным вчера врио губернатора Новгородской области Андреем НИКИТИНЫМ, кстати, бывшим директором АСИ.

НИКИТИН: «А с точки зрения граждан, с точки зрения социальной жизни надо людей прежде всего слушать. Если использовать тот опыт, который мы в АСИ увидели в регионах, то опираться нужно на мнение жителей, занимаясь благоустройством, занимаясь вещами, связанными с улучшением качества жизни, то есть основываться на мнении самих граждан».

ПУТИН: «Правильно».

Так что давайте делать правильно.

//Наши партнеры