Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Год наказаний за чужие преступления

28-06-2017 16:56 [ «АН-Крым» ]

Год наказаний за чужие преступления

В сентябре пройдет год с момента задержания афганского украинца Кабира МОХАММАДА на крымско-украинской границе. Тогда его приняли за международного мошенника и закрыли в симферопольском СИЗО. До этого времени, еще три месяца, Армянский городской суд продлил ему срок содержания под стражей на время проведения экстрадиционной проверки, а Верховный суд Крыма оставил без удовлетворения апелляцию защиты на это постановление.

Рассмотрение апелляционной жалобы адвоката состоялось 21 июня. На заседании МОХАММАД просил Фемиду предоставит ему переводчика, желательно, из посольства Афганистана в РФ. Однако суд отказал, объяснив это тем, что афганский украинец в достаточной мере владеет русским языком, понимает вопросы и дает ответы.

В прениях адвокат задержанного Борис УДОВИЧЕНКО доказывал не только отсутствие необходимости содержания МОХАММАДА в СИЗО, назвав эти требования обвинителей необоснованным, но и приводил аргументы в пользу того, что задержанный и реальный мошенник, совершавший преступление в Иране – разные люди. Это, по его словам, подтверждается собранными по делу документами.

Аргументы защиты были следующие: приговор суда Исламской Республики Иран от 14 ноября 2010 года является несостоятельным документом, так как в материалах фигурирует лишь перевод, копия которого заверена сотрудником прокуратуры Армянска. При этом документ, как этого требует закон, о наличии у переводчика специальных знаний в области русского языка и фарси (на котором была составлена бумага), отсутствует.

Также адвокат отметил, что в приговоре фигурируют три лица: Халил НИЯЗИ, Кабир НИЯЗИ и Назир НИЯЗИ. Однако отчества и даты рождения там не указаны – они появляются лишь в ордере на арест, который выдавался на основании этого приговора. Адвокат уточнял, что сторона обвинения до сих пор не подтвердила, откуда появились эти данные. В самом ордере указан Мохаммад Кабир НИЯЗИ, при этом в материалах дела не имеется ордера на МОХАММАДА Кабира.

Кроме того, международный договор, заключенный между РФ и Ираном в 1996 году, предусматривает составление требования о выдаче по конкретной форме, в которой должны быть указаны текст приговора, фамилия и имя лица, сведения о гражданстве, месте выдачи, отпечатки пальцев. Однако в материалах дела нет и этого.

Единственная причина, утверждает Удовиченко, по которой Кабир МОХАММАД содержится как преступник – проведение портретного исследования. При этом в материалах дела есть только две справки об этом, где указано, что эксперт приходит к выводу, что, «вероятно, изображено одно и то же лицо».

«Ответ на вопрос в категорической форме не представился возможным ввиду предоставления исследованию фото низкого качества. Суд видел, какие фотографии были представлены: первая с пикселями в диаметре 1 сантиметр, вторая представляет из себя, по сути, черный квадрат», – заявил адвокат.

Он обратил внимание на то, что серия копии паспорта на имя Кабира МОХАММАДА, предоставленная иранской стороной, не совпадает с серией паспорта, которым документированы задержанные. К тому же, в данной ситуации, в паспорте разыскиваемого должна быть фамилия Ниязи.

Согласно новым документам, предоставленным Ираном, разыскиваемый совершал преступления и после вынесения приговора – в 2014 и 2016 годах. При этом задержанный – Кабир МОХАММАД – имел загранпаспорт гражданина Украины, в котором нет соответствующих отметок о его нахождении в Иране.

Стоит отметить, что, по словам жены самого задержанного, они в течение последних лет выезжали на отдых в разные страны – как европейские, так и мусульманские, но вопросов относительно личности афганского украинца на границах не возникало. Кроме того, Кабир утверждает, что в принципе никогда не был в Иране.

Адвокат Удовиченко просил суд отменить решение Армянского городского суда о продлении срока содержания под стражей, а также изменить МОХАММАДУ на время экстрадиционной проверки меру пресечения на подписку о невыезде с территории Крыма и надлежащем поведении. Он заверил, что задержанному есть где жить.

«В Ялте имеется жилье, долевое участие в строительстве при Украине. В это жилье можно попасть, оно достроено. Банально можно снять гостиницу», – сказал Удовиченко и добавил, что без документов МОХАММАД попросту не сможет выехать из Крыма.

Но сторона обвинения попросила отказать в удовлетворении жалобы. Прокурор посчитал, что апелляция не обоснована, так как против задержанного проводится экстрадиционная проверка, он находится в розыске за совершение преступления на территории другого государства, а также не имеет постоянного места жительства, регистрации и имущества на территории РФ.

Судья на несколько минут ушел в совещательную комнату, после чего огласил решение. Доводы защиты он счел неубедительными.

Отдельно стоит отметить, что перед началом судебного заседания Кабир МОХАММАД передал свое обращение к Генпрокурору Российской Федерации. В нем он пишет, что не является разыскиваемым преступником. В своем задержании Кабир видит политические мотивы. В обращении МОХАММАД говорит, что был избран одним из руководителей партии «Родина» («Ватан»), а спустя месяц – задержан на крымско-украинской границе.

«Уважаемый господин прокурор, прошу вас помочь мне в этой ситуации. У меня двое малолетних детей, которые меня ждут дома уже почти год», – обратился афганский украинец к Генпрокурору РФ.

Как сообщали ранее «Аргументы недели – Крым», Кабира МОХАММАДА по ошибке приняли за мошенника, объявленного в международный розыск за совершенное в Иране преступление. В сентябре 2016 года его задержали на границе и с тех пор держат в симферопольском СИЗО. Уже находясь в следственном изоляторе, афганский украинец перенес второй инсульт, однако начальство СИЗО не реагирует на обращения защиты о проведении медицинского освидетельствования.

Алина КАЛИНИЧЕНКО, «Аргументы недели – Крым»

//Наши партнеры