Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Особенный ребенок в руках обычных инвалидов

25-09-2017 15:48 [ «АН-Крым» ]

Особенный ребенок в руках обычных инвалидов

Крымчанка Татьяна БАГАЕВА борется за полноценную жизнь и образование своего сына, страдающего аутизмом. Борется со школьной администрацией, с министерствами и чиновниками. Но все без толку: мать и ребенка бросают на произвол.

С рождения 9-летний Иоанн страдает аутизмом и является инвалидом. Сейчас он учится во втором классе общеобразовательной школы в поселке Золотое Поле (Кировский район). По решению психолого-медико-педагогической комиссии мальчик находится на очном обучении в школе и должен сопровождаться тьютором – особым педагогом, который постоянно находится с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, адаптируя учебный процесс к его индивидуальным особенностям.

И действительно, такой педагог сопровождал мальчика с детского сада и весь первый год обучения в школе. Однако, успешно окончив с ребенком первый класс, девушка-тьютор по весьма объективным причинам уволилась.

«Из-за низкой заработной платы в размере 9 тысяч рублей при 36-часовом нахождении с ребенком в неделю и при скотском отношении школы к ней. Школа по сегодняшний день не предпринимала никаких попыток предоставить нового тьютора и пустила дело на самотек», – рассказывает «Аргументам недели – Крым» Татьяна БАГАЕВА.

В школе специально для мальчика был выделен специальный коррекционный кабинет, в котором он частично находился с тьютором, пока тот еще был. Весной, по словам Татьяны, в помещении провели капитальный ремонт стоимостью один миллион рублей, выделенный из федерального бюджета по программе «Доступная среда». Однако находиться в отремонтированном классе оказалось невозможным.

«Результат ремонта: наличие формальдегида и фенола в два раза превышают показатели по самой высокой шкале технических помещений! Все документы, подтверждающие этот факт, есть у меня на руках, я ни на йоту никого не оговариваю. Все экспертизы заказывала лично я. Школа, отдел образования, министерство – все игнорировали», – с отчаянием говрит женщина.

Роспотребнадзор 20 апреля предписал демонтировать и заново отремонтировать кабинет, приведя его в соответствие со стандартами.

Вот так выглядело помещение 1 сентября:

Сейчас кабинет арестован ОБЭП по заявлению Татьяны. Роспотребнадзор заключил, что ребенок не может там находиться, так как помещение представляет опасность для жизни и здоровья.

«По этому факту Следственный комитет в Кировском районе будет возбуждать уголовное дело», – сообщила мать.

И все бы ничего, если бы 19 сентября не случился инцидент, который мог закончиться трагедией. Прямо во время учебного процесса мальчик чуть не выпал из окна своей школы на глазах у администрации и учителей.

Социальный работник Светлана КУКУ, которая закреплена за семьей БАГАЕВЫХ, в тот день проводила поведенческий анализ и фиксировала каждый шаг Ионнна во время урока. Согласно докладной записке КУКУ, учитель не обращала никакого внимания на мальчика во время занятия, несмотря на то, что его поведение, мягко говоря, выходило за рамки обычного. Он вышел из кабинета, на что классный руководитель не отреагировала, зашел в соседний класс, в котором были открыты окна. Залез на подоконник и начал выглядывать из окна.

Все произошедшее поминутно изложено соцработником в докладной записке:

«Ребенок был на грани катастрофы. В этот момент «группа поддержки» во главе с директором снимала все на телефон. Они начали искать виноватых, ребенок плохой, мама плохая. Никто не объяснил свою манеру поведения, все кричали, что я плохая мать, что ребенка вообще надо убрать из школы. В общем, делали все, чтобы избавиться от него, а не решать проблему», – продолжает Татьяна.

Женщина сразу же обратилась в Министерство образования, в Следственный комитет, в отдел по делам несовершеннолетних, написала обращения уполномоченной по правам человека в Крыму Людмиле ЛУБИНОЙ, зампредседателю Совета министров РК Алле ПАШКУНОВОЙ, главе Крыма Сергею АКСЕНОВУ, председателю Госсовета РК Владимиру КОНСТАНТИНОВУ. Ни из одного органа ответа не последовало.

(Как стало известно «АН-Крым», Людмила ЛУБИНА получила обращние БАГАЕВОЙ 21 сентября. Жалоба матери находится на контроле уполномоченной по правам человека).

«ГОНЧАРОВА в отпуске. Я и в Москву обращалась, но все скидывают сюда. Я обратилась в отдел образования – начальник на больничном. Замглавы администрации сказал мне: «Что ты от меня хочешь? У меня дела. Может быть через 10 дней будем что-то решать», – рассказывает БАГАЕВА.

Женщина опасается, что такая ситуация специально создается для того, чтобы она добровольно забрала ребенка из школы на дом или отдала его в интернат. Но другого учреждения, в котором Иоанн мог бы получать образование, по месту жительства семьи нет. Специальных корректирующих заведений – тем более. А домашнее обучение таким особым детям не подходит. Аутист должен социализироваться в обычном школьном классе.

«Он же не агрессивный, его любят все дети, не любят только учителя. Он играет на фортепиано, наши рисунки выставлены в Симферополе во Дворце пионеров. Первый класс с тьютором мы закончили как все дети: читает, пишет, считает в уме в районе двадцати, делает успехи в английском языке. Этому ребенку нужно постоянное сопровождение в связи с этим поведенческим анализом. Его могут взять увести на край света, и он даже не вспомнит никогда ни маму, никого», – почти рыдая говорит Татьяна.

Во всей этой истории очень много непонятного. Почему государство не следит за тем, как расходуются выделенные из бюджета деньги? Кто отвечает за реализацию на полуострове программы «Доступная среда», о которой чиновники так часто распинаются перед населением? Почему сотрудники школы проявляют преступное равнодушие по отношению к ребенку-инвалиду?

Мать Иоанна надеется, что кто-то все же откликнется на ее обращения, а правоохранители накажут виновных. А что ей еще остается, кроме надежды?

Эльмаз ТЕМЕНДАРОВА, «Аргументы недели – Крым»

//Наши партнеры