Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Возвращение к себе

20-03-2018 12:49 [ «АН-Крым» ]

Возвращение к себе

Людмила ЯРОШЕНКО, артистка театра и кино РФ,

для «Аргументов недели – Крым»

Москва. Март 2018 года

 

Спустя 40 лет я снова в Крыму. Что выхватывает взгляд? То, что есть внутри тебя самого, то, что запечатлелось с юности. Лозунги «Миру мир», «Дети – самое главное в жизни», памятники Ленину и белые гипсовые фигуры в парках. Горы те же, солнце то же и море то же. Детские коляски стоят у моря и младенцы слушают его шум. У входа на пляж плакат – рука с пистолетом и надпись: «Уйди!». Все дорожные знаки в повелительном наклонении. «Водитель! Не занимай левый ряд! Будь внимателен! Опасный участок дороги!». Чеховский ритм приморских городов. Санатории, лагеря, отели – Всесоюзная здравница. Но что-то все же изменилось. Люди так же приветливы и внимательны, но, кажется, они чего-то ждут.

Они что-то такое совершили, они сделали выбор, они этот выбор отстояли. И Крым затих. Он ждет. Он ждет ответа. Он засвидетельствовал свою надежду, свое доверие, свою любовь к России. Но любовь это улица с двухсторонним движением. И Крым ждет. Ждет моста, ждет нового аэропорта, ждет отдыхающих, готовится, чистится, сажает цветы. Ведь это его жизнь, она как море, а люди, как волны: прихлынут, заполнят отели, гостиницы, кафе, и отхлынут. А он, трудовой Крым, заработает и отдохнет.

Вход в культурное пространство Крыма

Когда-то еще в «той жизни» оно было общим. Тогда на побережье – в Севастополе, Ялте, Одессе – снималось наше кино. Мы были молоды, наслаждались морем, солнцем, садами, виноградниками. Потом это пространство было разорвано – мы всего этого лишились.

Помню, мы снимали в Любимовке под Севастополем, в Балаклаве и в Бахчисарае «Аллегро с огнем». Фильм о подвиге краснофлотцев, разминирующих черноморские бухты. Снимали почти все лето на берегу моря в заповедной зоне. Снимали и переснимали, так как лица наших артистов, красные после гостеприимства местных жителей, на пленке выглядели синими.

Что же теперь ялтинская студия? Где вы бывшие осветители, художники, постановщики, одевальщицы и гримеры?

Домик Шмелева

Красавица Алушта. Иду по набережной, справа крымские сосны с длинными иголками, слева море. В конце набережной, если перейти дорогу, начинается профессорский уголок. Здесь тенисто и тихо. Стрелка указывает – дом-музей И.С.ШМЕЛЕВА. Поднимаюсь по высоким ступеням, иду по стрелкам все выше.

ШМЕЛЕВ для меня загадочная личность – автор двух абсолютно противоположных книг – светлого, яркого, доброго «Лета Господня» и почти библейски страшного «Солнца мертвых». Хорошо, что нет дождя. А то бы не забралась так высоко.

Маленький, белый, обшарпанный домик под прекрасными вековыми соснами. А вокруг – коты всех мастей и пород. И собаки. Они живут мирно. Видно их кормят вместе.

На крыльцо вышла худощавая пожилая женщина с миской в руках. Животные заметно оживились и направились к ней. Это и была экскурсовод Нина Николаевна. День оказался бесплатным. Вот так новость – в Крыму есть что-то бесплатное.

А потом для трех людей было рассказано и показано все, что есть в музее. И не только о ШМЕЛЕВЕ, а обо всем профессорском уголке.

Мне не хотелось уходить. Я села на лавку и стала смотреть с горы на море. На солнце, на то же солнце, на солнце мертвых, о котором писал ШМЕЛЕВ. Вышла экскурсовод и дала мне две конфеты.

Я пришла домой и написала письмо министру культуры Российской Федерации.

 

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Так случилось, что мне посчастливилось побывать в Крыму, в Алуште, в музее Ивана Сергеевича ШМЕЛЕВА. Поверьте, это то место, где жива еще «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

После рассказа о судьбе писателя и об этой земле, политой кровью русских людей, все выходят со слезами на глазах.

Первое, что приходит в голову по окончании лекции: почему нет книг ШМЕЛЕВА, хочется купить, говорят запрещено здесь продавать.

Второе: Никита МИХАЛКОВ снял прекрасный фильм о писателе, почему не показывают?

Третье: 2018 год – юбилей писателя, домик обшарпан, нет нормальной дорожки к нему. А уж пожилому человеку в дождь совсем не добраться, не говорю об инвалидах. Рядом шикарные виллы, аквапарк, санатории, дворцы, а тут драгоценность в пыли, «за державу обидно»… Прошу Вас, Владимир Ростиславович, обратить внимание на бедственное состояние музея И.С.ШМЕЛЕВА в Алуште.

Если возможно, к юбилею дайте сотрудникам музея небольшие премии, чтобы они знали, что их труд замечен и не напрасен.

С глубоким уважением артистка театра и кино России

Л. Ярошенко

6 декабря 2017 – 3 марта 2018 г.г.

 

В храме

Ноги с непривычки гудят (вверх-вниз, везде неровности, ступеньки). Где отдохнуть, привести мысли в порядок? Иду вверх по улице и вижу церковь, церковный дворик. Читаю: «Храм всех крымских святых». Его отовсюду видно и слышно. Колокол не умолкает. Рождественский пост. Во дворике хорошо и спокойно: кипарисы, лавки, бак с освященной водой, свечная лавка – все привычное и родное. Захожу в храм. Что-то меня смущает. То ли речь священника, то ли хор, то ли наивная иконная живопись. Наконец понимаю, что здесь – в православной церкви – слышны возгласы муллы. Между тем, верующие не обращают на это никакого внимания. Что это: смирение или привычка?

Рядом с храмом музыкальная школа, слышны этюды ЧЕРНИ. Напротив школы – мечеть, откуда каждый час возглашает мулла. Этюды ЧЕРНИ, звон колокола, возгласы муллы и пение птиц.

Хожу в храм почти каждый день, в Москве не удается. Здесь тепло, уютно, радостно, можно плакать. Рождественский пост.

Великий и могучий

Вхожу в старинный прекрасный особняк. Это городская библиотека. Мне рассказывают, что здесь бывал молодой император Николай со своей юной невестой Александрой.

По потолку и лепнине идут трещины. Это соседние могучие отели своими фундаментами разрушают здание старинного особняка.

Работники библиотеки мне родные: образованы, культурны и приветливы. Узнав, что я работаю в филармонии, читаю классическую литературу и поэзию, взяли меня в оборот: везде меня записали, все выдали и договорились со школами, чтобы я им почитала. Старшим ШОЛОХОВА и ОКУДЖАВУ, малышам ЛЕСКОВА и ЗОЩЕНКО. Мне интересно, отличается ли наша молодежь от крымчан.

Вижу русский язык здесь в цене. И хотя дети не избалованы и чтицу слышат впервые, берут и берут хорошо, глубоко.

С учителями русского языка обнялись и расцеловались. Они моего поколения и моих ценностей. Одарили меня фруктами, конфетами, айвовым вареньем и любовью.

Думаю, а не доделать ли мне «Капитанскую дочку», которую я забросила в Москве. Эти меня примут.

Никитский заповедник

«Все, что не природа, то культура», – утверждают специалисты. Отсюда все, что не культура, то природа. Сажусь в троллейбус, плачу 13 рублей и еду по побережью в сторону Ялты. Мимо проплывают давно забытые мной названия: Партенит, Гурзуф, Воронцовский дворец, «Артек»…

Середина декабря, светит солнце, блестит море – кругом все зелено. Люди по обочинам собирают грибы. Наверное, все-таки это аномалия.

В Америке ТРАМП, в Сирии ИГИЛ (запрещен в РФ, ред.), Европу где затопило, где завалило снегом, а в Никитском заповеднике, как ни в чем ни бывало, цветут розы, хризантемы и еще какие-то ярко оранжевые цветы.

Огромные пальмы, причудливо подстриженные кустарники в виде шаров, дельфинов, ракушек и кошки. Кошки, кошки без конца. Кругом такая красота, а людей в парке нет. Только пальмы, сосны, оливковые рощи. Декабрь.

Люди на земле

Домик, который я купила, находится в долине. С двух сторон «домашние» горы, покрытые хвойными и лиственными лесами, а за ними высятся вершины, покрытые снегом. Леса растут террасами, значит это лесопосадки. Внизу в долине виноградники. Сколько же труда вложено в эту красоту…

«Теперь так не работают», – говорят местные. Я понимаю, что это вырастили их родители и деды. Местный священник отец Сергий сказал мне: «Если бы они не пили водку, то сразу бы попали в рай».

Я верю, что эти люди, засадившие горы прекрасными лесами, а землю садами и виноградниками, теперь где-то в благодатном месте. Я благодарна этим труженикам за всю красоту, за преображение Земли. Ведь Бог создал человека, чтобы человек продолжил преобразование Земли.

Я чувствую, что здесь в Крыму люди не враги природе, как в больших городах-мегаполисах. Спасибо вам ушедшие поколения тружеников, низкий вам поклон и вечная память.

Татары

Так случилось, что я купила свой домик у татарина. Здесь когда-то жила его престарелая мать, которую в селе очень уважали. 10 лет дом пустовал, сад зарос. У хозяина свои хоромы. Дети предпочитают город. Вот мне и досталось.

Ему не нравится, что их называют татарами. Он говорит, что это прихоть Екатерины Второй. Кто такие татары и откуда они пришли в Крым он не знает. До них в Крыму кого только не было. И греки, и генуэзцы, и германцы…

Профессор КЛЕСОВ – разработчик ДНК-генеалогии – говорит, что татары это тюрки, пришедшие из Южной Сибири, из так называемой Алтайской семьи. Одни «сибиряки» пошли на Восток, в Америку, а другие на Запад, в Азию, на Волгу, Кавказ и в Крым.

У славян ДНК Р1А, у тюрков Р1Б. Но самое интересное то, что профессор утверждает, что 64 тысячи лет назад у нас был один общий предок. И вообще все люди на Земле после большой катастрофы пошли от одного предка, прародителя. Наши с тюрками ДНК показывают, что мы довольно близкие родственники.

О нынешней российской власти мой хозяин говорит осторожно. Он от нее явно не в восторге. К Украине за эти годы они приспособились, к России пока нет. В селе татары живут в основном за рекой, довольно обособленно. Живут богато, дома как крепости, с арками и высокими заборами. Держат скот, коров, коз, лошадей, торгуют фруктами и овощами. На побережье у них гостиницы (эллинги). Они сдают их отдыхающим. Держатся сообща. Как все малые народы, стариков и детей не бросают. Молодежь воспитана, здоровается со старшими. Мечеть стоит рядом с храмом, кладбища тоже рядом на горе.

Говорят, что обмануть русского для них не грех, но мой хозяин ведет себя достойно, в пределах допустимой погрешности. В селе все друг друга знают, и мой хозяин честью дорожит.

Я задаю себе вопрос: что же мне так дорого и так нужно в Крыму, в этом теплом субтропическом климате? Выросшая в Сибири, прожившая больше 40 лет в культурном и духовном центре страны мне нужна эта земля, моя историческая родина (моих деда и бабушку увезли с юга Украины в 7 лет на Дальний Восток). Поиск нового смысла жизни? Возвращение в прошлое страны, в то хорошее прошлое, что помнится с юности? Древняя цивилизация? Культурное разнообразие? Бегство из мегаполиса с его толпами и чудовищным ритмом? Тяга к патриархальному образу жизни? Да, все это так…

Я думаю – это возвращение к юности, к спокойному общению с простыми людьми, к шуму дождя, ветра, моря . Возвращению к себе.

//Наши партнеры