Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

По кому разнести свои затраты

14-08-2014 13:19 [ «АН-Крым» ]

По кому разнести свои затраты

Российские стандарты бухгалтерского учета в меньшей степени испытали на себе влияние стандартов международных, чем стандарты Украины. На протяжении нескольких лет шел процесс (буквально, словами представителей Минфина РФ) «сближения российских и международных стандартов»,  в результате которого некоторые положения рождались «на стыке» двух учетных традиций, приобретая черты, не свойственные как ранее используемым  российским традициям, так и традициям международным.

Поэтому, несмотря на общую классическую логику ведения бухгалтерского учета (основанную на принципах, заложенных Л. ПАЧОЛИ), отличия классификации объектов учета, их детализации и принципов отнесения тех или иных активов или обязательств к различным группам в учете двух стран весьма велики.

Безусловно, наличие уже готовых средств автоматизации учета значительно облегчит задачу перехода. Но волшебной палочки никакая программа не заменит, а, значит, придется  по-иному квалифицировать те или иные объекты. И эти навыки придется нарабатывать персоналу бухгалтерских служб.

Сложность актуального учета в РФ состоит в том, что, например, учет расходов порой значительно отличается в учете бухгалтерском и учете налоговом. Различия возникают как по срокам признания тех или иных расходов, так и по их размерам. Для того, чтобы отражение расходов правильно учитывалось в БУ и НУ, необходимо «всего лишь» правильно выбрать соответствующую статью расходов, причем список таких статей отличается  для расходов основной деятельности и прочей.

Кроме того, упомянутые различия в двух видах учета отражаются с применением стандарта ПБУ 18/02, который позволяет отразить в учете бухгалтерском данные о налоговых активах или обязательствах, оказывающих влияние на данные будущих периодов. Причем, в этом стандарте присутствует не только принятое в международном учете понятие временных разниц, но и понятие постоянных разниц, то есть наличие расходов вообще не признаваемых в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского.

Огромное количество нюансов существует в области расчетов с персоналом. Эти нюансы могут иметь временную принадлежность (месячные оклады, почасовая оплата, сменная работа и пр.), различные алгоритмы расчета (премии, надбавки), различные алгоритмы «вытеснения» одних расчетов другими (оплата отпусков, больничных листов и т.п.). К этой же сфере относится начисление и выплата различных вариантов пособий социального характера.

Учет производства (и оказания услуг) в России так же имеет большое количество особенностей, связанных как собственно с видом деятельности, так и со сложностью производства (многопередельное или простое), структурой и назначением самих затрат, которые придется правильно квалифицировать в целях правильного отражения как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах. К тому же, в российском учете затраты необходимо разделять на затраты прямого и вспомогательного производства, косвенные производственные и административные затраты.

Стоит отметить еще и то, что предприятия могут работать с разными системами налогообложения – как минимум с общей и упрощенной (с точки зрения налога на прибыль), с разными вариантами учета налога на добавленную стоимость, а также иметь базу для расчета и уплаты иных налогов. Каждый такой «набор» налоговых расчетов необходимо рассматривать в контексте конкретного предприятия.

Правильная квалификация объектов учета при их первичной регистрации в учете и правильный учет осуществленных затрат имеет  значение для отражения финансовых результатов, отражения прибылей или убытков, формирования отчетности в налоговые органы.

В связи с большими отличиями в отражении различных объектов учета по счетам и аналитике Плана счетов, вопросы переноса данных из программ, локализованных  для учета Украины в программы, предназначенные для российского учета, имеют и некую «постоянную» составляющую (общую для всех предприятий Крыма) и, безусловно, обладают контекстными особенностями, характерными для конкретного предприятия. Исходя из количества и качества таких особенностей, перенос данных может иметь большую или меньшую сложность и потребует большего или меньшего объема сопровождения процедуры переноса специально обученными специалистами.

Для производителей алкогольной продукции Крыма будет важно оперативно понять методику расчёта производственной себестоимости, планирование производства, разнесение прямых, косвенных затрат на производство, закрытие месяца. Многим российским производителям алкогольной продукции данный вид учёта даётся крайне непросто, закрытие месяца производится с опозданием, допускаются многочисленные ошибки, которых можно было бы избежать.

В России существует большой объём нормативных правовых актов, регулирующих деятельность компаний, как производящих алкогольную продукцию, так и занимающихся дистрибуцией и розничной продажей. За последнее десятилетие законодательное творчество в РФ было крайне бурным, наслоившись на технические требования к отрасли, оставшиеся со времён СССР и обогатившиеся техническим регламентом Таможенного союза.

Особую осторожность и повышенное внимание должны привлекать требования могущественного регулятора алкогольного рынка России – Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка России (ФС РАР). ФС РАР выдаёт лицензии на деятельность, контролирует выполнение всех условий, и, в случае выявленных нарушений, отзывает либо приостанавливает действие лицензии, что равносильно выходу из бизнеса.

Основным, но не единственным, средством сбора информации о деятельности участников алкогольного рынка для ФС РАР являются декларации, которые в установленном формате, заверенные электронной подписью, необходимо подавать в личный кабинет на сайте ФС РАР и в территориальный орган контроля. Отсутствие деклараций, несвоевременная подача, некорректное исправление данных либо неверные данные могут послужить причиной штрафных санкций ФС РАР.

Статья 15.13 КоАП РФ уточняет возможные формы воздействия со стороны ФС РАР по вопросам, связанным с декларированием: это мотивирующие штрафы для физических и юридических лиц, приостановление или отзыв лицензий. Подробности по вопросу действий ФС РАР всегда можно узнать на сайте или форуме ФС РАР. Ответственности за некорректное ведение алкогольного учёта не удастся избежать никому и она всегда наступает внезапно – в ноябре 2013-го года продажа крепкого алкоголя была приостановлена для подмосковных  гипермаркетов АШАН. Сложно переоценить временное приостановление продажи алкоголя в предновогодний сезон.

Многих проблем удастся избежать либо снизить вероятность их возникновения при корректной постановке учёта деятельности предприятия. Мы сразу рекомендуем настроить учёт в максимально автоматизированном виде, используя опыт компаний успешно функционирующих на рынке Таможенного союза. У компаний производителей Крыма есть временной лаг, в рамках которого государство будет лояльно относиться к возможным трудностям по учёту и декларированию. Выигрыш по времени нужно использовать максимально эффективно, что, очевидно, удастся далеко не всем.

Александр ТАНЫГИН,

генеральный директор группы компаний «КТ:Алкоголь».

 

 

//Наши партнеры