Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Таганка привезла в Симферополь свой фронт

01-10-2014 10:32 [ «АН-Крым» ]

Таганка привезла в Симферополь свой фронт

Знаменитый театральный бренд – театр «Таганка» – прибыл в столицу Крыма с двухдневным марафоном. В первый вечер 30 сентября 2014 года  давали «Таганский фронт».

сли сочинить очень короткое либретто, то выйдет приблизительно следующее: театр могут закрыть, но труппа сопротивляется и побеждает. Или: в мире советской серости появляется яркая театральная авантюра – «Таганка» – притягивающая всеобщее внимание и она живет, и у нее есть взлёты и падения, и она снова хочет обрести себя великой.

Спектакль как газ вползал в зал откуда-то из жерла сцены. С каждым новым персонажем атмосфера уныния усиливалась. К серым декорациям добавлялись серые костюмы героев. Тексты были так же серыми, так как вычленить что-то из в большинстве своем однообразного потока, перенасыщенного аллюзиями, понятными лишь завзятым театралам, было невозможно. Музыка усугубляла грусть. Веяло безысходностью. Звучащее лейтмотивом «то, что можно сделать сегодня, не откладывай на весну» звучало как упрек крымчанам, долгие годы безропотно прождавшим своих «зеленых человечков». И даже финал, в который режиссер запихнул, видимо весь свой оптимизм, не сдвинул у зрителя парадигму, не принес облегчения, не стал отрадой. Финальная песня должна была возвышать, но не возвышала как к примеру в «Юноне и Авось». Тут «последний аккорд» стал крайним кирпичом в виртуальной стене между сценой и залом с нацарапанной на нем фразой «ждите, время придет».

Стену, сами того не желая, актеры сооружали без малого два часа. Смысл доходил до зрителей всё глуше, действие становилось всё более расплывчатым. Народ быстро устал расшифровывать кодированную речь, которой смачно бомбардировали его мозги: то неизвестные имена; то отрывки из каких-то спектаклей; то сумбурные размышления; то шутовство; то символизм; то «а у чайника кровь из носика».  

Зрители хлопали. Провинциального театрала возбуждало слово «яйца» намекающее на гениталии и казалось, завораживала любая спетая песня. Умиление вызвало, в общем-то, конъюнктурное утверждение: «Таганка» + Крым = любовь». Зритель вообще уже пришел распухшим от аплодисментов и расплескивал их в любой более-менее подходящий момент – к примеру, в конце многочисленных монологов как благодарность актеру, ловко взобравшемуся ввысь по лестнице бессмысленной тарабарщины.

Труппа играла спектакль рассчитанный на подготовленного зрителя, на завсегдатая, который, будучи разбуженным ночью, не орет «Крымнаш!», а перечисляет, кто в период с 1964 по 2014 в театре служил и в каких постановках какие роли играл. «Специфическая постановка!», – делилась впечатлениями, выходя из театра в компании, дама бальзаковского возраста. «Не знала, что Леонид ФИЛАТОВ играл в «Таганке», – продолжала она.

«Да нормально! – звучал мужской голос с другой стороны. – Это же «Таганка» – там и должно быть непонятно».

Дня за два перед показом режиссер рассказывал на пресс-конференции, что зритель, типа, найдет сам, всё, что ему нужно. Так вот – мне показалось, что он ни нашел ни-че-го.

Но культурный обмен состоялся. И можно утверждать, что «Таганка» плюс Крым была любовь. Но от любви по билетам клиент хотел большего удовлетворения, однако, рад, как выяснилось, и просто быть в одном пространстве с идолом, о величии которого так много слышал, но так и не смог понять.

Б.АЗАР, для «Аргументов недели – Крым»

 

//Наши партнеры