Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Лукашенко и Крым

30-10-2014 16:49 [ «АН-Крым» ]

Лукашенко и Крым

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич ЛУКАШЕНКО известен своим твёрдым характером и нестандартными решениями. Будучи искренним, сердечным другом России, он проводит собственную независимую международную и экономическую политику, которая порой вступает в противоречие с российскими интересами. И в этом нет ничего зазорного, ибо «батька», как по-свойски называют Александра Григорьевича в Беларуси, да и в России тоже, отстаивает интересы своего государства и народа.

ожно вспомнить немало политических и экономических расхождений между Минском и Москвой. ЛУКАШЕНКО в 2008 году отказался признать Абхазию и Южную Осетию. Не забыть и историю с арестом БАУМГАРТНЕРА, одного из руководителей крупной российской компании. А уж что касается многочисленных нестыковок с россиянами на нефтяном поприще, то их и вовсе не счесть.

Однако повторю, что во всех случаях Александр Григорьевич печётся о благе своего народа, и каждый раз в такого рода «властных» разборках с представителями России — вплоть до самого высшего уровня — нашим странам всегда удаётся достичь компромиссов, в конечном итоге устраивающих обе стороны. Произошло это и при окончательном подписании Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе. Известно ведь, что на завершающем этапе переговоров ЛУКАШЕНКО выдвинул новые вопросы для обсуждения, отстаивая экономические интересы своей республики.

Эти «шероховатости» политики Александра Григорьевича, надо сказать, ничуть не убавляют его популярности среди россиян, а возможно, наоборот, способствуют росту его человеческого и президентского авторитета: глава государства от души радеет за свою страну. Пусть власти — российская и белорусская — сами по-дружески, по-братски и по справедливости разбираются между собой.

И даже особая, отличная от российской, позиция ЛУКАШЕНКО по Украине тоже не повлияла на радушное отношение нашего народа к белорусскому «батьке». В конце концов, позиция-то его оказалась по-своему мудрой: именно в Минске начались переговоры между киевской властью и ополченцами юго-востока Украины, да вдобавок с участием представителя Европы. В данном случае Минск безусловно выполнил важнейшую миротворческую миссию, и, не исключено, в Минске могут быть продолжены переговоры, достигнуты какие-то важные договорённости по Украине.

Но снова хочу напомнить, что все действия Александра ЛУКАШЕНКО по линии Беларусь — Россия лежат во властной сфере, не затрагивая восприятие российского народа по существу. Ну не желает «батька» после всех ужасов войны признавать Луганскую и Донецкую народные республики — это его суверенное право. Наверняка знает мудрый Александр Григорьевич, что делает, почему так поступает. Российский народ по этому поводу особенно не беспокоится, ибо привык доверять Александру Григорьевичу.

И вдруг… Видимо, не почувствовал ЛУКАШЕНКО, что в своей большой политической игре на властных уровнях ненароком коснулся темы, которая горячо волнует всех россиян, — темы Крыма. Мимоходом, невнятно, сразу перескочив на отношения с ДНР и ЛНР, Александр Григорьевич как бы отметился (перед кем и зачем? — тоже вопросы немаловажные) в том, что «кто-то, мол, считает Крым русским», из чего следует, что сам Лукашенко такой точки зрения не придерживается, поскольку неоднократно заявлял о единстве Украины.

И всё!

В 90-е годы, когда создавалось Союзное государство, в России — дойди дело до выборов! — наверняка избрали бы на высший пост в таком государстве не ЕЛЬЦИНА, а ЛУКАШЕНКО. В народе почти все так считали, отдавая Александру Григорьевичу дань не только уважения, но и любви. И хотя ситуация с тех пор в корне переменилась, однако сами чувства к лидеру Беларуси в народе не остыли, не поблёкли.

Однако его вялое, суесловное отторжение Крыма от великой русской истории, его публично высказанное непонимание того, какое особое значение Крым сыграл в русской судьбе, сколько русской крови за него пролито и какую переломную для России судьбоносную роль играет воссоединение с Крымом в наши непростые дни, — эта пренебрежительная мимоходная реплика по Крыму ударила в самое сердце. Нет, не власти — власть с лёгкостью переживёт это отречение, политика всё стерпит. В сердце не власти, а самого народа, разочаровавшегося в одном из своих кумиров.

Не понять, что значит для сердца русского Крым! Такое в народе не забывается.

Известно, политика — дело не слишком-то чистое. Какие только заявления, какие нестандартные шаги не делаются с так называемой «задней мыслью» — чтобы ненароком произвести на кого-то нужное впечатление. Люди давно это знают, а потому мало обращают внимания на игры больших политиков, оценивая государственных деятелей не по словам, а по делам. И если уж ЛУКАШЕНКО хотел подыграть Порошенко, приняв на себя роль европейского миротворца, — да ладно бы с политической точки зрения, он, наверное, по-своему прав, и для урегулирования общей ситуации это полезно. Но зачем мимоходом затронул Крым, о котором на переговорах нынешних и речи сейчас не идёт? Зачем на весь свет расписался в том, что на самом-то деле вовсе не дорожит русской историей, историей русского народа? Отчего не промолчал о Крыме — хотя бы! Никто ведь за язык не тянул, о юго-востоке Украины, повторю, шла речь.

Александр Григорьевич слишком опытен, чтобы что-то «брякнуть» просто так. Была, наверняка была в его мимоходной реплике какая-то «задняя мысль», возможно, в расчёте на то, что имеющий уши да услышит. К кому же на самом деле обращался он? Впрочем, гадать, строить предположения здесь незачем. Важно лишь одно: решая какие-то свои властные, политические задачи, ЛУКАШЕНКО неосторожно, очень больно затронул одну из самых сокровенных тем в душе российского народа.

Жаль, что не успел он до этой своей крымской реплики посмотреть Бунинский фильм Никиты МИХАЛКОВА «Солнечный удар»…

 Анатолий САЛУЦКИЙ

P.S.: К большому сожалению, последовало продолжение высказываний Александра Григорьевича по Крыму. Хотя на сей раз по инициативе одного из российских журналистов, среди которых есть своего рода «мародёры», ради красного словца готовые задавать болезненные вопросы. Но ответ Александра Григорьевича поразил: он назвал Крым «мелочью», попросил «не напрягать по Крыму, не надо долбать как по Абхазии, впустую».

И тут тоже требуется комментарий.

Мне не дано знать, нажимает ли Кремль на Александра Григорьевича по вопросу воссоединения Крыма с Россией. Почему-то кажется, что какого-либо нажима нет. И вообще, вопрос об отношении белорусских властей к крымскому референдуму — это вопрос чисто политический, а потому полностью находится в компетенции ЛУКАШЕНКО. И не признание крымского воссоединения — не только суверенное право Белоруссии. Повторюсь, что не знаю, как к этому относятся в Кремле, но могу твёрдо сказать, что в народе, среди россиян к ЛУКАШЕНКО по этому поводу нет ни малейших претензий: все понимают, что речь идёт о национальных интересах Белоруссии, об искреннем стремлении Александра Григорьевича ЛУКАШЕНКО сохранить добрые отношения с Украиной, что поможет ему продолжить миротворческую миссию.

Таким образом, что бы ни говорили в поисках «жареного» на пресс-конференции те или иные российские журналисты, у россиян никаких вопросов к Александру ЛУКАШЕНКО по части «признания-непризнания» воссоединения России с Крымом нет, да и быть не может. Хочу повторить, что это проблема политическая, а потому полностью находится в компетенции президента Беларусии.  

И совсем иной вопрос — это, я бы сказал, человеческое, неформальное отношение к воссоединению России с Крымом. Одно дело сказать, что признание этого процесса может аукнуться для Белоруссии болезненными санкциями Запада и лишить Минск роли миротворца. А потому страна поступает так же, как в случае с Абхазией. Такой ответ был бы чётким, ясным, исчерпывающим и неоспоримым. И совсем другое дело — по ходу разъяснения политической позиции по Крыму опять-таки мимоходом, небрежно назвать Крым «мелочью».  

Для народов России Крым далеко не мелочь. Если для Александра Григорьевича Крым — просто территория, по сравнению с огромной Россией незначительная по размерам, то для россиян Крым — это история. Многовековая, драматическая. Отнюдь не случайно воссоединение Крыма с Россией сплотило абсолютное число россиян, а социологические опросы показывают, что во всех регионах люди готовы жертвовать своим достатком ради того, чтобы скорее помочь Крыму из дотационного региона превратиться в регион-донор.

Зачем же смешивать чисто политический вопрос о непризнании воссоединения Крыма и России с сугубо моральной оценкой особого значения Крыма для русского сердца. В очень здравом народе нашем никто не «напрягает» (это слово из ответа А.Г. ЛУКАШЕНКО) президента Белоруссии по части признания, хорошо понимая, что, как и в предыдущих случаях, Александр Григорьевич отстаивает коренные интересы своей страны.  

Однако же, эмоциональная оценка Крыма — «мелочь» — глубоко ранит каждого россиянина и неизбежно побуждает более рационально относиться к А.Г. ЛУКАШЕНКО.

Не совсем понятно, зачем Александру Григорьевичу понадобилось давать по Крыму не только политические, что необходимо, но и моральные оценки? Ведь бывает ситуация, когда по некоторым вопросам молчание — золото.

оригинал

 

//Наши партнеры