Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Чонгарская переправа: Не летят туда сегодня самолеты и не едут поезда

30-12-2014 15:53 [ «АН-Крым» ]

Билет на 86-й поезд Львов-Симферополь я купила 26-го утром, за сутки до его отправления. Ближе к вечеру узнала, что всё рейсовое сообщение с Крымом отменено. Поезд мой доедет до Новоалексеевки (Херсонская область), а дальше неизвестность. Желание попасть домой к новому году, встретиться с семьей и друзьями было очень сильным. Да и приключения я вроде люблю. Решила ехать. До Новоалексеевки, так до Новоалексеевки.

27-го утром я села в поезд. Вагон был заполнен приблизительно на две трети. Для большинства этих людей информация о досрочной высадке стала новостью. О причинах никто не знал, в том числе и проводник. Но все разговоры сводились к мысли, что это «что-то политическое». Позвонила мама, рассказала о последних новостях. 1+1 говорят о террористической угрозе со стороны России и Крыма, об обострении отношений Украины с Россией, крымские телеканалы − что конфликт исчерпан, Украина получит дешёвый уголь и электроэнергию, для таких, как я, пассажиров Россия пустила специальные автобусы, и, в общем-то, всё норм.

28-го в начале десятого утра я приехала в Новоалексеевку. В кассах мне на билете поставили соответствующую печать. Деньги за недопроследованный путь, сказали, вернут во Львове. Единственный автобус, стоявший на автостанции, шел на Геническ. До границы можно было доехать только на такси. Для новоалексеевских таксистов запрет сообщения с Крымом стал просто-таки новогодним подарком − за путь в 20-25км они брали по 100 гривен с человека. Мне удалось доехать за 90. По пути водитель расспрашивал мою попутчицу, которая постоянно проживает в Крыму, о стоимости тех или иных продуктов на «оккупированной территории». Получив ответ, он всякий раз радостно расплывался в улыбке, приговаривая: «У нас дешевле». Проезжаем трансформатор, на нём надпись «Украина, вставай» и ещё одна – о том, что через не помню какое количество километров российские оккупанты.

Подъезжаем к очереди из фур. Сейчас её длина приблизительно 4 км, таксист говорит, что бывало и больше.

− И сколько они так могут простоять?, − спрашивает попутчица.

− До корейского рождества могут, − отвечает таксист.

− А когда корейское рождество?

− А вот постоите с ними в очереди, тогда и узнаете.

Подъезжаем к украинскому пограничному пункту. Рядом с ним уже приличная очередь из тех, кто успел приехать раньше. Присоединяемся. Вообще, этот пункт предназначен для транспортных средств и пропускать пешеходов там нельзя. Однако, «идут на уступки». Система такая: пограничник пропускает на территорию пункта 10 человек (сначала людей с детьми), там у них собирают паспорта, записывают данные, отдают паспорта и выдают пропускной листок на всю группу. Этот листок группа отдаёт пограничнику на выходе с пункта и оказывается в нейтральной зоне.

Процедура эта довольно быстрая, но сначала надо было дождаться своей очереди, и это задание оказалось не из лёгких. Эта очередь была худшей из всех, в которых мне приходилось бывать, просто ад. Человек 200 стояло, как выразилась женщина рядом, «в чистом поле на ветру». Холод пробирал до костей, люди дурели, толкались, ругались, кричали о блокаде со стороны Украины, проклинали друг друга, пытались придумать веские причины, чтобы поскорее зайти на КПП. «Я незаметно беременна», «Я ребёнок, каждый мужчина в душе ребенок» и «Я только зайду, посмотрю и сразу назад» − самые классные.

На втором часу ожидания молодые люди в очереди начали прыгать, выкрикивая «Хто не скаче, той москаль». Скакали все, хотя некоторые и пытались делать это незаметно, потому что холод воистину был собачий. Многие ходили греться в кафе неподалёку. Для меня уйти за чаем означало потерять своё место в очереди, так что я продолжала стоять на месте и мечтать о тепле. Зайдя спустя три с половиной часа на КПП я не чувствовала ни рук, ни ног.

Однако, мне повезло. Идти 2 км до российского пункта, как большинству, мне не пришлось. В нейтральной зоне меня ждали друзья на машине. В очереди на российском КПП они простояли пять часов, на обратном пути − шесть. Но мне эти шесть часов показались пустяком, потому что наконец-то было тепло. К тому же, водитель последней машины в очереди на украинский пункт сказал, что стоит уже 16 часов. Так что мы ещё легко отделались.

В Симферополе я была в десять вечера. Спасибо друзьям-спасителям, товарищам по несчастью и всем-всем-всем, кто причастен к этому приключению.

П.С. Сегодня пророссийские телеканалы снова говорят об организованном автобусном сообщении на всех этапах пути от Новоалексеевки до Симферополя. Однако жалуются, что таксисты всячески препятствуют курсированию этих автобусов, вплоть до прокалывания шин. Видимо, когда я приехала в Новоалексеевку, все автобусы были в шиномонтажном сервисе. Кстати, на выезде с российского КПП я тоже никаких специальных автобусов не видела.

Лиза СИВЕЦ

ФОТО: Автора

//Наши партнеры