Наружная реклама Крыма. Блин комом
11-02-2015 09:51 [ «АН-Крым» ]
В последние годы в сфере наружной рекламы в Республике Крым возникло много проблем, которые созданы в основном непрофессиональными, а иногда и прямо усматриваемым отстаиванием интересов конкретных предприятий, занимающихся распространением наружной рекламы.
рактически все нормативные акты, касающиеся размещения наружной рекламы, в период с 2011 года по февраль 2014-го разрабатывались и принимались в регионе с игнорированием норм действующего законодательства, что приводило к многочисленным нарушениям прав распространителей наружной рекламы Крыма и города Симферополя. Практически у всех руководителей предприятий, длительное время работающих в бизнесе распространения наружной рекламы, создалось устойчивое впечатление, что основной целью, которую преследуют разработчики таких нормативных документов, является не наведение порядка в данном вопросе, не пополнение бюджетов округов и муниципалитетов, а создание таких условий, утверждение таких Правил, с помощью которых можно руководить и управлять рекламным бизнесом вручную, по своему усмотрению. Так, многие из утверждаемых документов и принимаемых решений рекламистами успешно оспаривались и отменялись. Так, к примеру, были отменены Правила распространения наружной рекламы в Симферополе.
К большому сожалению, такая тенденция сохранялась и после вхождения Республики Крым в состав российской Федерации. Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, состав которого не сильно изменился со времени нахождения в составе Украины, под лозунгом адаптации к российскому законодательству незамедлительно приступил к разработке новых положений и требований, что, на первый взгляд, можно только приветствовать, но изучая детально принимаемые нормативные акты, становится понятно, что подход к вопросу рекламы остался неизменным.
21 октября 2014 года Советом Министров Крыма было принято Постановление «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым», которым утверждены «Примерные правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального района или городского округа в Республике Крым», а также «Сборник типовых рекламных конструкций».
Следует отметить, что к разработке этих документов никто из специалистов, длительное время работающих в области распространения наружной рекламы, привлечен не был. Общественные слушания принимаемых документов, затрагивающих интересы значительной массы населения Крыма, организованы не были. Письменные замечания Ассоциации «Гильдия предприятий внешней рекламы Крыма», направленные в Совет министров Республики Крым полностью проигнорированы.
По принятому документу Ассоциацией «Гильдия предприятий внешней рекламы Крыма» при содействии специалистов Московской области и Санкт-Петербурга, подготовлен юридический анализ, который представлен в Совет министров и Госсовет Крыма для ознакомления. Из анализа видно, что принятое постановление не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере наружной рекламы. В Постановлении применяются понятия, не предусмотренные законом «О рекламе». Смешаны понятия «рекламная конструкция» с «объектом рекламы», с «информационными указателями», вывесками предприятий и учреждений.
Несмотря на это, большинство муниципальных образований, исполняя данное Постановление, приняли Правила размещения рекламных объектов на своих территориях в рекомендованной редакции, без учета замечаний рекламистов. Следует отметить, что все муниципалитеты принимали этот нормативный акт без предварительной публикации и общественных слушаний, что является прямым нарушением процедуры принятия нормативно-правовых актов. Принятые Правила в значительной степени противоречат требованиям законов Российской Федерации.
Все вышеизложенное усугубляется крайне слабым знанием местными чиновниками российского законодательства, несмотря на проведенные ускоренные курсы обучения.
Операторам наружной рекламы Крыма уже сейчас объявлено, что все рекламоносители будут в ближайшее время демонтированы, а после утверждения схемы размещения и проведения аукциона, заново установлены победителями аукциона. Делающие такие заявления чиновники Совета министров РК, вероятно не отдают себе отчет с какими материальными затратами столкнуться распространители наружной рекламы-владельцы рекламных конструкций, какие технические сложности повлечет массовое использование большегрузной техники, кранов, отсутствие охраняемых мест для хранения конструкций. Чиновники не понимают, что демонтаж конструкции, практически приводит к невозможности ее дальнейшего использования.
На прошедшем 29 января 2015 года «круглом столе» в Госсовете Крыма, чиновники убеждали общественность, что наведение порядка на рынке наружной рекламы Крыма пойдет на благо экономике региона, изменится к лучшему архитектурный вид городов и тому подобное. Но мы прекрасно понимаем, что улучшится благосостояние фактических владельцев тех рекламных предприятий, которые были созданы в 2012-2013 годах, которым были выданы разрешения на размещение конструкций до 2019 года в тех местах, где другие предприятия получили отказ на размещение. И это происходило, на фоне постоянных заявлениях в СМИ о том, что рынок наружной рекламы Крыма и Симферополя перегружен, что объявлен мораторий на выдачу разрешений.
В связи с этим становится понятным, почему четыре года операторы наружной рекламы не могут добиться публикации реестра установленных рекламных конструкций и выданных разрешений, а также сумм платежей, перечисляемых рекламными предприятиями в бюджет. Однако на сегодняшний день оказывается, что публикация реестра уже не нужна – создадут новый реестр после проведения аукционов. Но реестр нужен! Мы хотим знать, кто самовольно размещал рекламные конструкции, кто не оплачивал в бюджет средства за предоставление мест для размещения конструкций. Будет абсолютно понятно, какие конструкции в первую очередь необходимо демонтировать. Так появятся свободные места для проведения аукционов, пополнится и бюджет муниципалитетов, не будет ущемлен интерес тех рекламных предприятий, которые добросовестно работали в предыдущие годы.
Следует отметить, что Москва готовилась к аукционам более трех лет, а Крым, не войдя в полном объеме в правовую и финансовую систему России, пытается решить проблему в течение трех месяцев. Мы всячески поддерживаем скорейший перевод всех отношений в новое правовое поле, но для его правильного применения требуется время.
Крымские рекламисты готовы постепенно переходить к соблюдению всех установленных российским законодательством требований, но правила игры на рынке рекламы должны быть прозрачными, исключающими правовую безграмотность и как следствие – произвол чиновников. В ином случае мы получим старую, коррумпированную систему, дискредитирующую новую власть.
Необходимо обратить внимание на несоизмеримые с доходами крымских рекламистов размеры штрафных санкций, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях за нарушения в области предпринимательской деятельности. Безусловно, меры ответственности должны быть, и они должны быть едиными для всего государства. Однако целесообразно рассмотреть возможность введения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе на 1-2 года существенно уменьшенных (в 5-10 раз от уровня установленных размеров административных штрафов за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (Глава 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях), по аналогии с пониженными штрафами за правонарушения в области дорожного движения для отдельных регионов России (по сравнению с городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом). Подобная мера позволит субъектам рекламной деятельности с одной стороны сразу начать приспосабливаться к общероссийским требованиям, а с другой – не нести существенных затрат, которые могут быть губительными для малого и среднего бизнеса. На данном этапе угроза существенных штрафных санкций, предусмотренных российским законодательством, является серьезным аргументом многих местных чиновников и используется ими для шантажа и наживы.
По информации российских профессиональных Ассоциаций, ситуация на российском рекламном рынке в прошлом году ухудшалась в несколько этапов как реакция на негативные настроения крупнейших рекламодателей. Первый виток заморозки бюджетов произошел в мае, уже к сентябрю ТОП-20 рекламодателей, подавляющая часть которых составляют транснациональные корпорации, снизил маркетинговые бюджеты в среднем на 12%.
К примеру, в январе–июле 2014 года коммерческая загрузка рекламных поверхностей в Москве составляла, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», всего 59,6% против 78,2% 2013 года.
Согласно оценке аналитиков российский рекламный рынок в 2015 году сократится в целом на 15%, при этом телереклама как основной медиаканал потеряет до 20%, а депрессивные сегменты типа печатной и наружной рекламы упадут еще ниже. И это в национальной валюте, которая потеряла с начала прошлого года до половины своей стоимости. Из семи компаний, имеющих право заниматься в Москве наружной рекламой, остается только шесть. Структура оператора «Никэ» вовремя не заплатившего в столичный бюджет 1,3 миллиарда рублей инициировала собственное банкротство.
Это общая информация о российском рекламном рынке.
По крымскому рынку анализа нет. Но по нашим наблюдениям и финансовому состоянию рекламных предприятий очевидно, что в наружной рекламе 2014 года по сравнению с 2013-им спад составил более 50%. Мы все знаем, что спаду в рынке рекламы значительно способствовали санкции для предприятий, которые работают с Крымом. Ни один крупный рекламодатель не зашел на крымский рынок в прошлом году. Перспективы этого года на фоне падения общероссийского рекламного рынка – еще более удручающие. Местные же рекламодатели, размещаются по минимальным расценкам.
Возникает вопрос, – с какими средствами крымский оператор выйдет на аукцион к середине 2015 года? Российские рекламисты берут кредиты и выходят на аукционы, а у крымчан нет «кредитной истории» – им кредиты не дают. Да и чем их отдавать? За пять лет установленного Советом Министров Крыма предельного срока заключения договоров на размещение рекламных конструкций в Крыму (по законодательству РФ от 5 до 10 лет) – все затраты не окупятся. О прибыли и говорить не приходится.
Крымский рынок наружной рекламы формировался и работал двадцать лет. И он состоит не только из рекламных конструкций. В первую очередь – это сотни предприятий, это тысячи людей прямо или косвенно связанные с отраслью, которые сами себя обеспечивают, дают возможность работать другим и приносят миллионы рублей в бюджет. Неужели нужно все в одночасье сломать, оставить без средств к существованию тысячи людей? Кому будет лучше от пополнения рядов безработных, на содержание которых государству понадобится выделение средств.
Смогут ли крымские предприниматели – малый и средний бизнес, рекламировать свой товар и услуги, если стоимость рекламирования вырастет в разы?
Мы просим обратить внимание на ситуацию в сфере рекламного бизнеса, которая складывается в Крыму.
Все это происходит на фоне требований Президента поддержать малый и средний бизнес, разработать план антикризисных мер.
Полагаем необходимым отменить внедрение непродуманных нормативных актов и мероприятий в отношении бюджетообразующей отрасли – наружной рекламы Крыма минимум на три года. Это позволит рекламному бизнесу Крыма накопить ресурсы и без потерь войти в правовую и финансовую систему России.
Мы уверены, что благодаря правильным и своевременным административным и законодательным мерам, Крым очень быстро станет зоной опережающего развития, привлекательной для ведения бизнеса, для российских и иностранных инвестиций, примером эффективности передовых управленческих решений.
Подтверждаем готовность рекламистов принять участие в разработке любых мер для региона, чтобы обеспечить объективность процесса и учета мнения отрасли.