Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Бой на санаторных подушках

12-03-2015 21:06 [ «АН-Крым» ]

Бой на санаторных подушках

Традиционно ялтинская ежегодная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм» ярко демонстрирует то, насколько туристическая сфера республики готова принять гостей в новый курортный сезон. Тем не менее, в этом году выставка или, как ее образно назвали «праздник надежд на хороший сезон», омрачена нелепым противостоянием министерства курортов и туризма с организаторами мероприятия – Торгово-промышленной палатой Крыма. Со стороны такое выяснение отношений выглядит, как эпичная битва на санаторных подушках, причем именно в тот момент времени, когда все должны сплотиться ради общей цели и получения выгодного для полуострова результата.

днако если конструктивная критика от представителей туристического бизнеса в адрес профильного ведомства вполне понятна, то странной позиции самого министерства трудно найти логическое объяснение. По-видимому, чиновникам просто кажется, что рисование фломастером кластеров и звезд отелям, безусловно, более увлекательное и продуктивное занятие, чем решение острых и насущных проблем, которые действительно волнуют участников туристического рынка.

Очевидное – невероятное

В проведении XXIV выставки «Крым. Курорты. Туризм – 2015» министерство курортов и туризма республики впервые не принимало участия, при этом от них последовали невнятный отказ и проведение альтернативного мероприятия. Удивительно, но внимание туроператорам и поддержку государственным объектам размещения на внезапно нарисовавшемся воркшопе ведомство уделяло и оказывало в престижном алуштинском парк-отеле, а ярмарку в Ялте, которую курировало много лет, полностью проигнорировало.

В принципе, туристская выставка и бизнес-форум «Москва-Крым-Севастополь. К процветанию в единстве» благополучно состоялись и без помощи профильного министерства, но такой подход к делу от высшего руководства настораживает. Впрочем, желающих оказать содействие в проведении знакового события оказалось предостаточно: федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Торгово-промышленная палата РФ, правительство Москвы, общественная организация «Чистый берег», деловой союз организаторов мероприятий «Ивент Лига».

В самой выставке приняло участие около 150 предприятий, среди которых санаторно-курортные учреждения, детские лагеря, туристические агентства, информационные туристические издания, производственные компании, предлагающие свои услуги в организации гостиничного бизнеса, представители индустрии развлечений. При этом мероприятие привлекло более 300 представителей российского турбизнеса, которые решили прощупать почву и наладить отношения с крымскими коллегами.

«Не можем поставить отличную оценку, но оценку «хорошо» как организаторам поставить себе можем. У нас представлено порядка 16 городов РФ, у нас появились новые туроператоры. Это тоже одна из задач, которые мы перед собой ставили, чтобы наши крымские объекты размещения могли пообщаться не только с теми привычными партнерами, которые работают на крымском направлении, но и чтобы сюда заходили новые компании», – отметила руководитель комитета по курортно-туристической и выставочной деятельности Торгово-промышленной палаты Крыма Мария МАЛЬГИНА.

Однако организаторы не только преследовали цель разнообразить ярмарку представителями различных областей туристического бизнеса, но и насытить деловую программу. Так, в рамках мероприятия прошел первый крымский юридический форум «Право для бизнеса», на котором рассматривались очень важные для предпринимателей темы, возникшие при переходе Крыма в новое правовое поле. Кроме этого, проводились круглые столы и семинары-практикумы, посвященные обучению персонала и организации событийного туризма на полуострове. Ставка организаторов выставки была сделана на максимальную полезность мероприятий. Правда, в определенный момент выяснилось, что проведение ряда дискуссий находится под вопросом, ведь спикеров для обсуждения непростой ситуации с перспективами социально-экономического развития республики попросту не нашлось.

Конечно, ясность в этой проблеме могли бы внести представители власти, однако, как уже было сказано, профильное министерство решило всяческим образом отмежеваться от данного форума. Впрочем, в таком порядке вещей нет ничего удивительного, ведь когда на ярмарку приезжают открытые к сотрудничеству в сфере туризма российские бизнесмены, министр курортов и туризма РК Елена ЮРЧЕНКО наводит мосты туристического благополучия в совершенно ином месте, проявляя несерьезную озабоченность будущей наполненностью санаторно-курортных учреждений. Сам собой возникает вопрос, за что, собственно, битва идет?

Без иллюзий

Если сама туристская ярмарка «Крым. Курорты. Туризм» радовала шумной многолюдностью, пестротой флаеров, интересными предложениями и экспозициями, то за кулисами яркого действа поднимались сложные и, по большому счету, безрадостные для туристической сферы полуострова проблемы. Понравилось, что организаторы скептически оценили готовность Крыма к новому курортному сезону и не строят иллюзий относительно того, что он пройдет лучше и успешнее, чем предыдущий.

Одной из основных причин, подводящей к столь критическому отношению – так и не решенная за минувший год проблема логистики. Ситуация с транспортом, начиная с обслуживания на паромной переправе и организации чартерных рейсов, заканчивая доставкой людей из аэропорта и неудовлетворительным состоянием дорог, совершенно не способствуют ведению туристического бизнеса. Председатель Торгово-промышленной палаты Крыма Александр БАСОВ отметил, что обустройство транспортно-перевалочного комплекса на Керченской переправе создало бы более комфортные условия для тех, кто направляется на полуостров. Однако когда такое предложение поступило, то крымские власти не приняли его во внимание, зато этим проектом заинтересовались в министерстве транспорта РФ. При положительном исходе на реализацию этого перевалочного пункта понадобился всего год, тем не менее, вся транспортная инфраструктура полуострова не воодушевляет. Порция критики от организаторов досталась даже туристическим указателям, которые малочисленны и абсолютно не читаемы.   

В том, что власти должны быть заинтересованы в привлечении российских туристов, в Торгово-промышленной палате даже не сомневаются. «На мой взгляд, государство должно было взять на себя элемент страховой и финансовой гарантии поддержки именно тех туроператоров, которые занимаются чартерными программами», – заявила Мария МАЛЬГИНА.

При этом она отметила, что в прошлом году компаниям, которые занимались покупкой чартерных блоков, пришлось очень тяжело, а дотационные рейсы составили всего лишь 3%. Хотя сама идея звучала заманчиво, но ее реализация оставляла желать лучшего.

Неблагоприятная ситуация с грузоперевозками спровоцировала рост цен на товары и продукты. Несмотря на то, что в гостиничном бизнесе хоть и наблюдается резкого изменения тарифов, тем не менее, все делается с оглядкой на стоимость продуктовой корзины. Поэтому повышение цен на питание соответственно повлияет на расценки отельеров для своих клиентов. С другой стороны, на стоимость услуг воздействует и то, насколько объект размещения востребован у российского туриста, поэтому при повышенном спросе у крымских предпринимателей взлетает и цена. Вероятно, мало кому из отдыхающих придутся по нраву такие плавающие цены, и уж точно это не станет украшением курортного сезона.

В свою очередь на вопрос, что может предложить Крым в конкуренции с Краснодарским краем, прозвучал честный ответ, что в настоящее время соперничать на равных полуостров не в состоянии, но после того, как каждый объект размещения научится выстраивать ценовую политику после нескольких провальных сезонов, о такой конкуренции можно будет говорить. Единственным утешением для республики является огромное количество интересных объектов показа, и то, что волна патриотизма, которая ведет российского туриста на полуостров, еще не ослабела.

Между тем аналитическая заметка из журнала, схваченного наспех со стенда краснодарского туроператора, подтверждает такое нелестное положение дел, ведь, по произведенным подсчетам, из-за проблем с логистикой Крым снабдил туристами соседний регион. В Анапе, Геленджике и Сочи уверены в том, что количество отдыхающих в этом году возрастет, в то время как представители крымского турбизнеса надеются хотя бы сохранить показатели прошлого года, и не видят предпосылок для каких-либо скачков.

Закон не писан

Свои нюансы внес в туристическую сферу Крыма и переход на российское законодательство, поэтому специально организованный юридический форум, по мнению организаторов, должен был помочь наладить взаимоотношения бизнеса с правом и дать ответы на все острые проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время участники туристической деятельности. В частности, большое внимание было уделено темам лицензирования учреждений с медицинским уклоном, рейдерству и антирейдерству, нормативно-правовым документам, действующим в этой области, а также антикризисному направлению.

В числе больных вопросов в туристической сфере была назван и стартовавший в Крыму процесс классификации стандартизации объектов размещения. «Мы публично, не стесняясь, высказались против данной инициативы министерства курортов и туризма, потому что считаем, что она как минимум не своевременна в условиях существующих экономических санкций и транспортной блокады», – подчеркнул Александр БАСОВ.

По его мнению, проведение общеобязательной категоризации качества услуг по системе распределенной звездности будет иметь тяжелые последствия для многих крымских объектов размещения, ведь оплачивать ее придется из собственного кармана. При этом позади у многих отельеров остался далеко не однозначный сезон, а перспективы на 2015 год тоже пока не имеют четкой определенности. К тому же экспертная оценка может привести к парадоксальной ситуации, когда объект размещения попадает в категорию с нулевой звездностью, но на проведение самой экспертизы потратит тысячи рублей. «Наша позиция состоит в том, что пока Крым в экономическом плане не встанет на ноги, делать этого не нужно», – заключил Александр БАСОВ.

Председатель Торгово-промышленной палаты сослался на то, что в России отсутствует подобная норма, а стандартизация, прошедшая в Краснодарском крае, вызвана проведением Олимпиады, на территории Крыма принимать эти меры в отношении объектов размещения нецелесообразно.

На разных тропах

Ярмарка «Крым. Курорты. Туризм – 2015» вызвала в целом приятное и положительное впечатление, однако невозможно не заметить образовавшуюся пропасть в отношениях между Торгово-промышленной палатой и министерством курортов и туризма. По-видимому, противоречия между представительским органом и властью зрели достаточно долго, однако насколько злободневна эта конфронтация, показала именно выставка, еще до открытия которой уже начали виться откровенно провокационные слухи. «Нам было отказано в просьбе поддержки профильным министерством, но мы это мероприятие смогли организовать, и оно, думаю, еще прозвучит на соответствующих уровнях и ему будет дана правильная оценка, а не та, которая сейчас кое-где гуляет», – отметил Александр БАСОВ.

Несмотря на то, что в Торгово-промышленной палате четко понимают создавшуюся в туристической сфере сложную ситуацию и вносят конструктивные предложения, невозможно отказать организаторам в преобладании воинственных настроений. «Мы очень много внимания уделяем вопросу того, любят нас – не любят, обидели нас – не обидели. Мы делаем дело и мы будем его делать вне зависимости от отношения. Для меня нынешний министр – это четырнадцатый министр за время моей двадцатилетней работы. У нас есть желание проводить мероприятия хорошо, достойно и мы будем это делать», – обрисовала свою позицию Мария МАЛЬГИНА.

Похоже, для всех жителей Крыма хорошо, чтобы все разногласия разрешились на туристической тропе, а не на тропе войны.

Борис СЕДЕНКО для «Аргументов недели – Крым»

 

 

//Наши партнеры