Сегодня
добавлено:
32 новости

23 августа 2018, 10:44
Рыба и рыбаки Крыма

Рыболовы Крыма интегрировались в общероссийский рынок в 2014 году. Валерий СИВОЧУБ, президент Ассоциации рыбопромышленников Крыма и Севастополя, ответил «Аргументам недели» на вопросы о развитии отрасли региона в эпоху перемен. Основной интерес рыбаков их профсоюза лежит в Черном море. Ловят хамсу и кильку средними рыболовными морозильными траулерами (СРМТ). Рыбу морозят в море на судне. После отправляют на консервные и посольные заводы. Рыбалку типа «закинул старик невод» оставляют тем, кто не располагает таким флотом.

 

Килька – королева Черного моря

– Валерий Евгеньевич, насколько болезненно произошел переход из одной юрисдикции в другую?

– Первый год всего боялись. Ничего не понимали. Сходили на референдум, а потом задумались – что дальше? Простояли с середины марта по середину июля. Но до середины октября 2014 года Украина брала нашу продукцию. Потом вышел запрет по соображениям ветеринарной безопасности. Процедурно они правы. В Крыму нет украинских лабораторий. А российские лаборатории с крымским адресом они не могли признать по политическим мотивам. То есть продукция неизвестного качества. Мы пытались в Херсоне сделать ветпроверку, но не вышло по той же причине. Когда начали перевод отрасли в российскую юрисдикцию, оказалось, что требования к качеству продукта и к работе более жесткие, чем в Украине. Поэтому нам дали время все выправить. Российские инспекторы сразу выдали разрешительные документы на переходный период – до конца 2014 года. Дорабатывали по украинским законам с российскими предписаниями. Любая проверка не доставляет радости, но ничего критичного. Проверками «не кошмарят»: за 3 месяца 2 визита надзорников.

– Килька же не дефицит на российском рынке?

– С килькой на российский рынок было непросто вписаться. В Украине рыбный выбор небольшой – килька, тюлька, хамса и бычок. В России же и дальневосточная, и северная рыба. А наша к тому же мелкая. Первая реакция российских пограничников, которые принимали судно: «Покажите рыбу-то». Смотрят, а рыбешка с пол-ладони. Решили, что какой-то подвох. Человек, может, приехал с Дальнего Востока, а там самая мелкая мойва в два раза больше черноморской кильки. Сегодня объемы вылова уменьшились незначительно. Процентов на 15. В данный момент сложился баланс между добычей и сбытом. Нас это устраивает.

– Выловили рыбу, заморозили. А что с переработкой?

– 10 рыбоперерабатывающих заводов: 2 – в Севастополе, 3 – в Керчи, 3 – в Симферополе, по одному в Бахчисарайском районе и в Джанкое. В последний отправляли за 150 км, и нам казалось это очень далеко. А сейчас в России приходится и за полторы тысячи верст перевозить в рефрижераторах. В Крыму столько переработать невозможно. Компании в год производят мороженой рыбы на бортах 30 тысяч тонн. А заводы могут «переварить» 5–7 тысяч тонн. В лучшие годы было 12 тысяч тонн.

– Они работают в полную силу?

– Если учитывать возможную производственную мощность, то нет. Раньше завод в Севастополе работал в 2 смены. Правда и флот в Крыму был больше раза в 3. Делали сырец, но спрос исчез, и сейнеры вымерли. В Керчи осталось примерно 9 сейнеров, а было больше 20. Нужно не только поймать, но и сдать на переработку. Были рыбколхозы со своими причалами. Посолочные ванны выглядели как плавательные бассейны. Они солили рыбу и отправляли в бочках и в ящиках на реализацию. Это производство умерло из-за короткого срока хранения продукта. Если хорошенько посолить, срок хранения увеличится, но тогда утрачиваются вкусовые качества. Рынку пришлось измениться. Например, завтра требуется полтонны. Разморозил, посолил – и продавай. А сырую рыбу надо реализовать за 3–4 дня, потом она портится. Ее не успели продать, а уже другая партия подпирает.

– А рыбы в море хватает для промышленного вылова?

– Пока хватает. Но мы должны знать наверняка, что будем ловить и в следующем году, и в 2020-м, и после. А такую уверенность в нас может вселить только наука. Азовский НИИ рыбного хозяйства в Ростове-на-Дону, ЮгНИРО в Керчи проводят ресурсные исследования, но только, что называется, здесь и сейчас. На длительные исследования и, соответственно, прогнозы денег им не дают.

 

О новых траулерах – неподъемная мечта

– После известного случая с «Нордом» предприняты меры безопасности по отношению к рыбакам?

– С «Нордом» – единичный случай. После этого украинские рыбаки сами вляпались в аналогичную ситуацию, умудрившись нарушить и российское, и украинское законодательства. А именно запрет на вылов камбалы в мае, когда рыба нерестится. Мы просили пограничников: дайте квадраты, которые вы гарантируете. Не дали. Но прислали инструкцию: «Будьте осторожны, при малейших попытках приближения украинского или непонятного вам судна вызывайте нас по таким-то телефонам и на таких-то частотах». А там, где зона отчуждения со спорными газовыми вышками и где постоянно находятся и пограничники, и корабли ЧФ, мы не работаем.

– Есть ли у вас экономические преференции?

– У нас в Севастополе и в Крыму – свободная экономическая зона. Это помогает платить зарплату с меньшими потерями. Мы пытались добиться компенсации на расходы по паромной переправе. Примерно 60 миллионов рублей в год. Но местные власти и Росрыболовство отказали. Для них – это копейки, а нам психологически важно было почувствовать поддержку. Нет, не получили.

– Насколько современный у вас флот?

– Флот – это проблема. Сегодня мы работаем на судах советской постройки, которым 30 лет и больше. У нас настолько недорогая рыба, что экономика промысла не дает возможности обновить суда. Я сделал запрос коммерческого предложения в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), на «Звездочку», понимая, что цифры будут шальные и это даст возможность отбиваться от Росрыболовства. Рыночная стоимость каждого из наших старых траулеров примерно миллион евро. Новое аналогичное судно «Звездочка» может нам построить и продать за 17 миллионов евро. На совещании во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников присутствовал заместитель министра промышленности и торговли Олег Николаевич РЯЗАНЦЕВ. Я говорю, что это нереальная стоимость. Он загрустил и предложил компенсацию по кредитной ставке. Мы не то что кредит, даже процент по нему никогда не отработаем. Обратились к судостроителям: «Что за цены такие?» В Южной Корее аналогичное судно будет стоить в 3 раза дешевле, в Норвегии, где дорогая рабочая сила, – в 2 раза. А по инвестиционному законодательству РФ условие №1 – только отечественные верфи. Кто посмелее, заявляют громко: «Я лучше возьму в Корее!»

– Какой видится выход?

– Реновация судов. При определенной технической поддержке судно прослужит еще столько же. Капремонт двигателя и другие процедуры обойдутся меньше миллиона. Это же еще советское производство. Вся проектная и конструкторская документация есть на предприятиях. Таких судов в России сотни. Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе, ставший филиалом «Звездочки», вполне может справиться.

 

Барыжная тема – солярка

– Как обстоят дела с кадрами?

– Точно не проблема с матросами. Их готовят учебные комбинаты и в Керчи, и в Севастополе. Судоводителей в достатке. Проблема с рефмеханиками, которые обслуживают холодильные установки. Тралмастера и электромеханики – катастрофа. Их раньше готовил колледж в Одессе. С выпускниками российских учебных заведений пока связи не налажены. Украинцы оформляют патент и приезжают к нам работать.

– В Крыму топливо дороже, чем на континенте. Как это сказывается на вашей работе?

– Топливо вообще очень дорогое, а в Крыму плюс еще 10%. И это несправедливо. О проблеме все знают и говорят, но решений пока нет. Для нас, промысловиков, топливо – это 80% расходов. Барыжная тема – топливо. Много посредников на ней сидит.

По российскому законодательству бункеровать пароходы можно только со специального судна-танкера, а с автоцистерны у причала нельзя. Якобы из соображений экологической безопасности. Понятно одно, что пролоббированы интересы крупных компаний, потому что мелкие не могут позволить себе соответствующую технику. Очевидно же – опасности не больше, чем в море. Малыши и были основными конкурентами большим игрокам в нашем деле. Еще танкеры не появились, а нас стали пугать громадными штрафами. Танкер-заправщик появился только через полгода.

А рядом, нам на зависть, военные корабли по жесткому нефтепроводу заправляются. У них объемы бункеровки в разы больше. Все корабли, что ходят на службу в Средиземное море, заправляются в Севастополе. Мы же просим не субсидировать топливо, а навести элементарный порядок. Россия сама производит топливо, и так все дорого и заморочено.

Владимир ЛЕОНОВ, «Аргументы Недели»

Справка «АН»

От чутья и опыта тралмастера зависят количество и качество выловленной рыбы. Он – голова промышленной рыбалки. На время непосредственного лова капитан судна полностью подчиняется командам тралмастера.

Загрузка...

Комментарии читателей

18:59

В больницы на севере Крыма обратилось 250 людей

Спустя почти месяц после выброса химических веществ на севере Крыма, в больницы Армянска и Красноперекопска обратился 251 человек, сообщил директор центра медицины катастроф и скорой медпомощи Сергей АСТАНКИН.

18:28

Борцу из Крыма помог утешительный раунд

По завершению основных раундов симферополец Эмин СЕФЕРШАЕВ в «малом финале» взял верх над Нуртазином Керимберди уулу из Киргизии и вошел в тройку лидеров юниорского первенства мира по греко-римской борьбе.

18:12

Кискин анонсировал очередной митинг в Симферополе

В субботу в парке имени Гагарина в крымской столице состоится протестная акция против повышения пенсионного возраста в формате митинга. Организатор мероприятия – Симферопольское городское отделение КПРФ.

17:58

Крымчанин похитил ноутбук с прилавка магазина

По информации пресс-службы республиканского главка МВД, по подозрению в совершении преступления задержан ранее неоднократно судимый за имущественные преступления 35-летний местный житель.

17:33

В Симферополе снесли 5 незаконных магазинов

В ближайшее время 30 незаконных магазинов, размещенных без надлежащих правовых оснований, будут демонтированы. Владельцы данных объектов ранее были уведомлены о сносе в установленном законом порядке.

17:12

Вступил в силу указ о разрыве о дружбы Украины с Россией

В среду, 19 сентября, в силу вступил указ президента Украины Петра ПОРОШЕНКО о прекращении договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Российской Федерацией, который он подписал 17 сентября.

16:54

Жителей Армянска зовут убирать стремительно опавшую листву

В ближайшую субботу, 22 сентября, в Армянске пройдет субботник с участием активистов и местных жителей. Об этом сообщили в пресс-службе Совмина РК со ссылкой на главу городской администрации Василия ТЕЛИЖЕНКО.

16:32

УФАС взялась за крымскую АЗС из-за цен на бензин

Крымское управление Федеральной антимонопольной службы России начало разбирательство в отношении сети АЗС ООО «Компания Развитие Сервис» из-за поддержания монопольно высокой цены на бензин и дизельное топливо.

16:16

Члены «Меджлиса» попадут в «крымское досье»

На заседании Мониторинговой группы планируется рассмотрение вопроса о включении в «крымское досье», составленное Общественной палатой РК, деятелей «Меджлиса» (признан экстремистской организацией и запрещен судом в РФ).

15:51

Дефицит бюджета Крыма составил более двух миллиардов

По словам главы Минфина РК Ирины КИВИКО, источником финансирования дефицита является продажа акций, принадлежащих Республике Крым, и остатки собственных средств бюджета в сумме 96,6 миллиона рублей.

15:33

Завтра центр Ялты оставят без газа

Завтра три центральные улицы Ялты отключат от газоснабжения на несколько часов, сообщили в городском управлении по эксплуатации газового хозяйства. Речь идет об улицах Киевской, Васильева и Карла Маркса.

15:17

Суд заставил отремонтировать улицы Евпатории

По информации прокуратуры РК, исковые требования удовлетворены, орган местного самоуправления обязан осуществить ремонт дорожного полотна и установить надлежащим образом люки ливневой канализации.

14:59

Крымчане пытались стащить 7 центнеров элитной сливы

Они ночью проникли на огороженную территорию сада и собрали сливу. При попытке ее вывезти часть злоумышленников была задержана охраной сада, а членов группы, которые успели скрыться, разыскивает полиция.

14:32

В Симферополе снова прогремел загадочный взрыв

Местные жители начали массово делиться в соцсетях фотографиями белой полосы и рассказывать о своем испуге. У кого-то в результате загадочного хлопка задрожали стекла в окнах и сработала сигнализация автомобилей.

14:14

«Зайцев» в Крыму ждут большие штрафы

Крымские депутаты проголосовали за повышение штрафов за проезд в транспорте без билета. Соответствующие поправки к закону, внесенные премьером Сергеем АКСЕНОВ, были приняты сегодня в первом чтении.

Читать дальше »»

Видео заседания Совмина Крыма. Тема – Армянск. 18 сен 2018

А была ли Украина?

Боксер Усик поймал политический хук

Руслан Бальбек уверен, что мечеть в Ханском дворце теперь безопасна

Поклонскую подвинули от дел. Она обещает довести начатое до чьего-то конца

Уйди сам. Уйди по-хорошему

Похороны Кобзона стали причиной увольнения Легкоступовой

Контингент там очень сложный!

Лучший автобус – ЛиАЗ, а легковушка – «Жигули»

Новая культура ведения бизнеса в Крыму – разводить по-московски

Крым: что включено?

Переживаем за Армянск вспоминая Чернобыль

Кислотный Армянск

Настоящий человек. Иосиф Кобзон

Деньги и скандалы нового главы МВД Крыма

Какой негодяй не дал министру туризма купить видеоролик стоимостью 210 тысяч рублей за секунду?

Рыба и рыбаки Крыма

Хадж и Курбан-байрам по-крымски

Как сибирякам в Крыму жить хорошо

Арсений Гончуков о съемке тигров: «Ты охотишься за кадром, а кадр – за тобой»

В Крым на «Кубок двух морей» приедет команда из Южной Кореи

Большие планы маленькой организации

Проходимцы Донбасса

Запрет Аксенова так выполняется, что не выполняется

Туристы не бараны, конечно

Своеобразная тактика раскрытия преступлений в аэропорту

Все началось с одной гривны

Григорий Карамалак: Я хотел выступить в защиту наших спортсменов

«Крым-Фармацию» медикаментозно уже вряд ли спасти

Старые американцы будут приезжать в Крым ежегодно и добровольно

Ещё »»
Учредитель ИД "Аргументы недели",
95011, Россия, Москва, ул. Тверская, д. 8/2 стр. 1
Общередакционные телефоны:
+7(978)78-22-799
e-mail: argument.nedeli.crimea@gmail.com
Рейтинг@Mail.ru
Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации an-crimea.ru и точного воспроизведения используемых материалов.
 

Warning: include(incStyle/style.publics.php): failed to open stream: No such file or directory in /vhosts/ancrimea/www/index.php on line 387

Warning: include(): Failed opening 'incStyle/style.publics.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/lib/php') in /vhosts/ancrimea/www/index.php on line 387