Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Искусство или кощунство: Что возмущает крымских евреев?

13-02-2015 18:12 [ «АН-Крым» ]

Открывшаяся в минувшую пятницу выставка «Моя Польша: Вспоминая и забывая», посвященная трагедии Холокоста, получила налет скандальности из-за резко негативного отклика со стороны мирового еврейского сообщества на представленные в экспозиции работы. В числе высказавшихся против выставки выступили и национальные общины Крыма.

В заявлении, обнародованном в ответ на представленную экспозицию, евреи Крыма призывают осудить выставку по той причине, что трагедия Холокоста в ней представляется через призму юмора и иронии.

Особое возмущение сообщества вызвали три работы – «Холокост Джона Смита» эстонских художников Марко МЕТАММА и Кайдо ОЛЕ, а также «80064» и «Игра в пятнашки» польского художника Артура ЖМИЕВСКИ.

Первая работа представляет собой вид из окна автомобиля – надпись «HOLOCAUST» на Голливудских холмах. Во второй, представляющей собой видеоролик – тату-мастер обновляет вытатуированную на руке жертвы Холокоста пометку заключенного в концлагере. На третьей видеоработе запечатлена группа полностью обнаженных людей, играющих в пятнашки посреди газовой камеры.

Активисты еврейской общины считают, что в представленных экспонатах тема Холокоста представляется с насмешкой, что, как заявил в комментарии «Аргументам недели – Крым» глава Ассоциации еврейских организаций и общин Крыма Анатолий ГЕНДИН является ничем иным, как кощунством.

«Говорить о Холокосте с юмором – это вообще несопоставимые вещи, − подчеркнул он. − Они показываю эти казематы, где люди бегают, играют в пятнашки, улыбаются. Понять не могу, что они [авторы работ] имели в виду».

В то же время авторы нашумевших экспонатов выставки «Моя Польша: Вспоминая и забывая» утверждают, что хотели таким образом возродить память о Холокосте, которая в современном обществе либо стирается, либо начинает восприниматься как часть индустрии (этой теме в особенности посвящена работа Марко МЕТАММА и Кайдо ОЛЕ).

На вопрос, не увидел ли ГЕНДИН благой цели в таком подходе к вопросу освещения трагедии Холокоста, собеседник «Аргументов недели – Крым» ответил, что благая цель в данном контексте представляется только в том, что авторы работ вновь поднимают тему трагедии, однако не в том, как они это делают.

«Я считаю, что такой выставкой высмеивается трагедия и возрождается дух нацизма. Как сатиру на общество, честно говоря, я не могу рассматривать. Я согласен, что нужно критиковать общество, но не такими методами», − добавил он.

По мнению социального психолога Ольги ДУХНИЧ, в представленных в рамках экспозиции работах ирония все же есть – над превращением памяти в шоу.

«В современном мире трагическая история все чаще становится «интересной картинкой для наблюдений», и в этом значении ирония над превращением памяти в шоу как раз возвращает человеку подлинное чувство скорби. Это ведь ирония над восприятием трагедии сейчас, которое часто очень поверхностно и маскирует травматичность памяти», − рассказала она в комментарии «Аргументам недели – Крым».

Вместе с тем психолог отметила, что с другой стороны травма прошлого не должна «превращаться в стигму», что тоже, по всей вероятности, хотели показать художники: «Память о Холокосте очень часто действительно расширяет пространство травмы, которую иногда важно оставлять в прошлом, пусть и с глубоким уважением и жить дальше».

Примечательно, что на сегодняшний день работы, вызвавшие столь бурное обсуждение в обществе, были удалены с выставки.

Ознакомиться с фрагментами видеоработ можно здесь и здесь.

//Наши партнеры