Аргументы Недели Крым

//Новости marketgid

//новости 24СМИ

//Общество 13+

«Несъедобный» Крым: почему российские продуктовые сети игнорируют полуостров?

04-09-2017 14:33 [ «АН-Крым» ]

«Несъедобный» Крым: почему российские продуктовые сети игнорируют полуостров?

Как известно, главное российское кредитное учреждение – Сбербанк – так и не стал открывать свои филиалы в Крыму. Его глава Герман ГРЕФ не стесняется объяснять не патриотическое решение боязнью западных санкций. А вот кто еще не вошел работать в Крым, так это всем известные российские продуктовые ритейлеры. И это большая проблема для крымчан и гостей полуострова, так как без них цены в магазинах и на рынках кусаются. Более того, корреспондент «АН» обнаружил на полуострове удивительное дело: украинские торговые сети не только не ушли из Крыма, но и наращивают количество торговых точек. 

Кто за ГРЕФОМ?

После «русской весны» 2014 года в Крыму действия руководства Сбербанка, который плотно аффилирован с западными кредитными организациями, конечно, не поняли. Для российских банкиров Крым пока так и не стал российской землей. Впрочем, постепенно власти Крыма наладили работу местных банков, для туристов сейчас нет необходимости таскать с собой на отдых большие наличные суммы, можно «окэшиться» в банкомате без процентов.

Но то, что такой же позиции, как Сбербанк, придерживаются главные отечественные продуктовые ритейлоры, стало неожиданностью. Юридические лица, брендами которых являются «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», «Лента», «7 континент», «Копейка» и другие, отличающиеся крайним экспансизмом в открытии торговых точек, в случае с Крымом вдруг уняли свои зверские аппетиты, и входить на полуостров отказались наотрез. Но если Герман ГРЕФ хоть и цинично, но честно признается, что опасается западных санкций, то ритейлеры изворачиваются, как могут. И пытаются отделаться обтекаемыми формулировками. В ГК «Дикси» нашему изданию сообщили, «что нацелены укреплять позиции в регионах своего присутствия, и среднесрочная стратегия развития не подразумевает выход на розничный рынок Крыма». В пресс-службе ГК X5 Retail Group, головной которых находится в Голландии (в нее входят такие всем известные сети как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и вовсе категорически отказываются обсуждать «крымский» вопрос. Сергей Галицкий, совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит», «не исключает прихода в Крым, но как только урегулируется политическая составляющая».

Пока в Крыму появился только один российский продуктовый сетевик — «Ассорти-продукт» из Ростова-на-Дону. Первый магазин открылся в июне 2014 года. То есть, почти сразу, как Крым вернулся в состав РФ. По словам директора по развитию сети Виталия КОБЧЕНКО, компания не опасалась идти в Крым, так как сотрудничает только с российскими поставщиками – «западных санкций не боимся». КОБЧЕНКО сетует:

- Главная проблема пока — товарное наполнение магазинов. Это, естественно, связано с непростым транспортным сообщением. Естественно, все предприятия розничной торговли, работающие в Крыму, ждут появление моста через Керченский пролив. С мостом никаких логистических проблем для розничных сетей не будет.

В настоящее время наш ассортимент составляют 70% российских товаров, 30% – крымских. В Крыму перспективный рынок ритейла, который не спешат занимать российские компании не только из-за плохой логистики полуострова, но и его неопределенного геополитического статуса в мире.

Украинские сети – как дома

В итоге в Крыму в продуктовом сегменте ритейла по-прежнему присутствуют украинские сетевики. Лидеры — сети «Сiльпо», «Фора» (Fozzy Group), «Фреш», АТБ, «Яблоко» и «Фуршет». В основном они сосредоточены, конечно, в двух столицах – Симферополе и Севастополе, а также в Ялте. Интересно, что открываются и новые магазины этих сетей. Уже в российском Крыму! Любопытно, что их ассортимент формируется не только из украинских, но и крымских продуктов. Особенно это касается мяса и творога. Председатель правления ассоциации «Торговля Крыма» Сергей МАКЕЕВ рассказывает: «Украинские ритейлеры поначалу имели некоторые технические сложности в связи с переходом торговли в другую валюту, а также с различиями налогообложения и ставки НДС в России и на Украине. Но сейчас они приспособились».

«Украинские сети зарегистрированы в Крыму, имеют крымский статус, и все налоги уплачиваются ими в бюджет Республики Крым» — сообщают в Управлении Федеральной налоговой службы по Крыму.

Отметим, что та же украинская сеть «Фуршет» активно сотрудничает не только с крымскими поставщиками, но и российскими — вот уже 80% товаров в этой сети производства РФ.

Как говорят менеджеры украинских ритейлеров, никаких придирок со стороны новых российских властей они не ощущают. Впрочем, вряд ли они могли бы публично сказать что-нибудь иное. Цены в магазинах указанных брендов немного дороже, чем, скажем, в Москве или Петербурге. Крым в этом отношении теперь весьма дорогой регион, а зарплаты и пенсии там в среднем ниже, чем по остальной России. Все это огромная проблема.

Понятно, что основные российские ритейлеры тесно связаны с Западом, поскольку функционируют фактически по «длинным» кредитам. Вот и опасаются, что им не дадут кредиты в зарубежных банках, если войдет в Крым. Санкции. Да и до 40% товаров у отечественных сетей – зарубежного происхождения. Также, по словам председатель правления российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова, «настороженность у продуктовых сетей вызывают и возможные иски со стороны бывших владельцев и украинских властей – в случае приобретения земельных участков и недвижимости под торговые точки».

Но у крымчан, как слышал наш корреспондент, возникает по этому поводу острый вопрос: «Мы что, люди второго сорта, не россияне?». Вопрос понятен, так как выжить сейчас на полуострове непросто – политический и национальный энтузиазм приходят и уходят, а кушать хочется всегда.

Евгений КОЛЕСНИКОВ

 

Справка «АН»

Крупнейшие российские ритейлеры не спешат в Крым не только по политическим причинам, но и логистическим. Пока не открылся мост через Керченский пролив, продукты поставляются на трех паромах, что дорого и неудобно. К примеру, при штормовой погоде паромы не ходят вовсе, а фуры с товарами и продуктами простаивают в порте «Кавказ» до нескольких дней. Соответственно, продукты теряют срок годности. Однако Керченский мост частично (автодорога) откроется уже в следующем году. Посмотрим, как на это событие откликнуться крупнейшие российские продуктовые сети. 

Понравилась публикация? Поддержите издание!

25 руб. [ Получить свежий номер на почту ] 490 руб. [ Получить годовую подписку ]

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в "Мои источники" в Яндекс Новостях и мы позаботимся о том, чтобы вы читали только интересный и проверенный контент

Добавить в «Мои Источники» в Яндекс Новостях

Обсудить наши публикации можно здесь:

//Новости партнеров

//Новости ADWILE

//Новости Lentainform.com

Загрузка...
//Наши партнеры