Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

От «Джанкоя» до «Чонгара»

27-04-2018 10:49 [ «АН-Крым» ]

До пункта пропуска «Джанкой», который в Украине именуют как «Чонгар», ехать около двух часов. Для пересечения границы Крыма и Украины этот пункт используют довольно часто. Он самый большой и не нужно простаивать в очередях. Воспользовалась им и Елена ОДНОВОЛ, которую на украинской стороне схватили сотрудники СБУ. Я же отправился  сюда, чтобы взглянуть на работу пограничников, которые через месяц будут отмечать свой профессиональный праздник. 28 мая Пограничной службе ФСБ России исполнится 100 лет.

На подъезде к «Джанкою», как и на любом другом пункте пропуска, стоят частные извозчики. Они ждут своих клиентов с территории Украины и очень не любят когда их снимают. Не любят этого и военные, которые несут службу на КПП. Смотреть на них было страшновато, и я отвернулся в сторону пустого поля. Так мне показалось. Я на секунду опустил глаза, чтобы прикурить сигарету, и через эту секунду по полю несся БТР с двумя военными на крыше. Отвернуться пришлось еще раз.

Миновать «Джанкой», чтобы начать движение в сторону Украины, можно в среднем за полчаса. Это при том, что делаешь ты это на своих двоих и не имеешь при себе ничего запрещенного. В противном случае попросят задержаться. Сделать это могут не только сотрудники Погрануправления. Вместе с ними на КПП несут вахту работники крымской таможни, фитосанитары, ветеринары и представители Роспотребнадзора. У каждого из этих ведомств есть свои вопросы к пересекающему границу.

На этот раз я при себе ничего запрещенного не имел и быстро прошел по пешеходному направлению, посмотрел на сотрудников паспортного контроля и направился вдоль забора к выходу из пункта пропуска. По дороге, правда, мое внимание обратили на общественный туалет. Ему тут особо рады. Говорят, что на украинских КПП таких удобств нет. Ну, разве что в поле. Этого я не проверял и поэтому молча согласился.

На выходе мне снова встретился автобус. Он возит людей до украинской границы за 20 рублей. За эти удобства принято благодарить джанкойскую администрацию, с чей подачи трансфер и был организован.

Отсюда видна «вышка ИСЛЯМОВА», как ее называют в народе. Она должна была помочь крымчанам продолжить смотреть украинские телеканалы. И вроде даже помогла. Виден отсюда и чонгарский мост, который был заминирован украинской стороной в 2015 году. На нем же были похищены военнослужащие ОДИНЦОВ и БАРАНОВ. Вспомнив об этом, я решил долго не задерживаться и стал возвращаться под присмотр пограничников.

Замыкая круг, удалось посмотреть на то, как люди едут в Крыму со стороны Украины. Начать стоит с того, что при въезде на пункт пропуска «Джанкой» насыпаны опилки. И это тоже своеобразное ноу-хао. Оказалось, что опилки эти обработаны каким-то раствором и когда по ним проезжает машина, колеса ее автоматически обрабатываются от любой заразы. Но в основном от семян, которые могут забиться в покрышку колеса еще в Украине, а прорости в Крыму. Что из этих семян может вырасти, никто доподлинно не знает, а потому с неизвестностью решено бороться на стадии зародыша.

После обработки колес все машины, едущие в Крым, выстраиваются в очередь и ждут осмотра. Он, говорят, сильно отличается от досмотра. В первом случае автомобиль и его содержимое осматривают поверхностно, во втором случае снимают колеса, обшивку и любые другие подозрительные детали.

Осмотром занимаются люди и собаки. Первые работают глазами, вторые носом. И если какой-то из этих органов что-то заподозрит, то машину загоняют на рентген. Он за несколько минут показывает все. Абсолютно все.

Посмотрев на служебных собак и пообщавшись с кинологами я было решил покидать «Джанкой», как неожиданно поступило предложение заехать на тот самый чонгарский мост, о «заслугах» которого сообщалось выше. Но отказываться я не стал.

Чтобы попасть впритык к украинским пограничникам, пограничники российские выделили мне сопровождающего. Высокий мужчина в камуфляже имел при себе автомат и что-то еще. Это «что-то» я принял за решительность, которая читалась в его глазах. И это при том, что смотрел я ему в затылок.

Уже с моста удалось хорошо разглядеть зеленые ящики, на которых мигают красные лампочки. А вот следов похищенных военных тут не осталось. Зато было хорошо видно развивающийся по ветру украинский флаг, который держался на канцелярской скрепке. И это было даже не смешно.

Покидая мост, я спросил у сопровождающего с автоматом, готов ли он был применить свое оружие, случись что. Он рассмеялся и сказал что-то вроде: «До этого дойти не должно».

«Очень на это надеюсь», – ответил я, и мы попрощались.

К.БУРАН для «Аргументов недели – Крым» 

//Наши партнеры