Аргументы Недели Крым

//Общество

Четырехлетний путь министерства образования Крыма

09-01-2019 11:17 [ «АН-Крым» ]

Четырехлетний путь министерства образования Крыма

С министром образования Крыма Натальей ГОНЧАРОВОЙ мы встречаемся спустя почти четыре с лишним года после того, как «река времен» вернула полуостров в родную гавань. Поутихли бурные некогда восторги, пообтесались острые углы, общественные и политические настроения на присоединенной территории сами тихо и мирно вошли в общепринятый мейнстрим. И хотя полуостров-котел нет-нет да обдаст жгучей информационной волной весь мир, жизнь там в основном течет размеренно и отличается от той же Тамбовщины разве что наличием гор и моря.

«А как там образование? Как дела у форпоста массового перехода населения из детства в юность? Получается ли дать знания и повернуть мозги в нужную сторону?», - озадачились мы и стали звонить в министерство образования Крыма с просьбой министра принять нас и удовлетворить наше встревоженное сознание. И кстати, если бы мы раздавали награды, выбирая самую быструю и внимательную к обращениям СМИ пресс-службу крымского полуострова, то ею бы, по нашему рейтингу стала пресс-служба министерства образования.

Пока мы разговариваем с министром, постоянно происходят две вещи – без устали вибрирует ее лежащий на столе телефон и раз в пятнадцать минут мягкой мелодией дают о себе знать напольные часы. Министр бодра и неутомима, и кажется, что внутри нее есть какая-то пружина, давление которой она сдерживает, чтобы, вдруг, не сделать все дела в один день сразу и не поставить других, подобной пружины не имеющих, в неудобное положение.

Как нам дался переход? – переспрашивает ГОНЧАРОВА. – Не очень просто дался. Представьте: у нас с мая по сентябрь 2014 года курсы повышения квалификации прошли 22 тысячи наших педагогов. Причем, курсы были реальные, которые вели лучшие специалисты, работающие в российских школах. Вдобавок, новые предметы у нас появились. К примеру, тот же, кажущийся банальным, «Русский язык и литература». При Украине был предмет «Зарубежная классика», притом, только классика – без какой-либо современной русской литературы. И хотя преподавание тогда в 95 процентах школ велось на русском языке, русская литература была в разделе «Зарубежная классика», а ни «Русского языка», ни «Русской литературы» не было. Поэтому летом 2014 года тем учителям, кто еще застал эти предметы во времена Советского Союза, пришлось вспоминать подзабытое, а молодым учиться преподавать это заново. И отвечу уверенно, что с задачей справились.

Ну, от вас, как от министра, другого ответа и не предполагалось!

Мы вот уже три года пишем сочинения в рамках итоговой аттестации, и по их качеству могу уверить вас, что наши выпускники знают русскую литературу – потому что нет сочинений без литературной составляющей – и видно, что читают заданное в полном объеме, а не по хрестоматии или в сокращенных вариантах, и достаточно грамотно с точки зрения языка излагают свои мысли. В декабрьском туре сочинений приняло участие почти 90 процентов учащихся и очень малое из них количество получили незачет.

Только литература с грохотом свалилась на вас?

Выражаясь вашими терминами – с не меньшим грохотом на нас свалилось «естествознание», хотя на самом деле все прошло тихо и мирно. Ведь естествознание, это не просто предмет – это махина! Там и право, и законодательство, и не только теория, но и применение на практике. А важность естествознания еще и в том, что его выставляет на вступительных экзаменах каждый второй российский ВУЗ. Так что пришлось срочно осваивать предмет и постоянно подтягиваться и учителям по преподаванию, и учащимся по его освоению.

А вот интересно, как учителям, большую часть жизни проработавшим в украинских образовательных стандартах, показалось качество российских?

Ну, налицо отсутствие базовой программы по каждому из предметов. Безусловно хорошо, что у учителя есть свобода выбора учебников и пособий, но ведь не каждому – а я сама проработала в школе 16 лет и знаю, о чем говорю – не каждому можно доверить творить образовательную программу – некоторые такого натворят!

В подтверждение своих слов приведу ситуацию в «Артеке», в школе которого три недели учатся дети, приезжающие со всей России – ведь они за 21 день отдыха не должны отстать от школьной программы. И выясняется, что кто-то учится по одним учебникам, а кто-то по другим. И одни уже проходили это, а другие еще и не начинали. И получается, что итоговая государственная аттестация имеет единый стандарт, а вот подготовительные пути-дорожки к ней разнообразны. Я вижу тут проблему – ведь подавляющее большинство детей обучается не по авторским программам, а по типовым, и должны получить одинаково качественную образовательную услугу.

И получить ее в качественных образовательных учреждениях.

В этом направлении все выше всяких похвал! То, что в Крыму сделано за четыре с половиной года с точки зрения материально-технической базы - поражает! Сделано очень много! Я работала министром и до 2014 года и могу сравнивать – раньше, кроме учебников и горящих ремонтных работ там, где текло или практически валилось, никакой помощи от государства образованию не было, а сегодня у нас 152 школы в которых оборудование очень серьезно обновлено. И не только новые парты и стулья – это и новые предметные кабинеты, это и новое пополнение в библиотеку, это и по стандартам оборудованные учительские места, где есть и компьютеры, и доски, и проекторы.

И новые зарплаты.

Вот с зарплатами ситуация хуже – это, скорее минус. В том смысле, что система оплаты труда ориентирована на преподавателей с опытом, на тех, кому есть что показать. А молодежи сложно. Система порождает конфликтность и нервозность в учительской среде, что не может не беспокоить.

Преподавателям украинского языка удалось интегрироваться в новую систему?

Им был предложен вариант переподготовки на учителей русского языка, но выбирали разное – кто-то шел на второе высшее, кто-то на другие предметы переквалифицировался. Думаю, что много им еще предстоит заниматься самообразованием, чтобы соответствовать высокому званию «филолог русского языка и литературы». Курсы предлагаем. Есть возможность поехать за пределы Крыма подучиться. На улице никого не оставили.  

Как вы относитесь к массовому распространению различных гаджетов среди школьников?

Не вижу плюсов. Главный аргумент, которые приводят – родитель будет спокоен, если будет каждые 45 минут слышать голос ребенка. Но многие ли звонят после каждого урока, чтобы выяснить все ли в порядке? Считаю, что отдав ребенка в школу, родители уже доверили его образовательному учреждению, которое к тому же сами и выбрали.

Да и в учебном процессе я от телефонов и планшетов помощи не вижу, как от источников информации – ведь на итоговой аттестации кроме ручки и листа бумаги ничего не будет. Дома можно добывать информацию любыми средствами, а в школе остаются: учитель, учебник и самостоятельность.

А воспитание где остается?

Это тоже наша епархия, как вы сказали. И воспитание - это самое главное в образовании, на мой взгляд. Если учитель только преподаватель - то это просто начитка и натаскивание. А должно быть воспитание – это мое убеждение, и я к этому отношусь очень серьезно. Но основные постулаты воспитания должна дать семья, а не школа, несмотря на то, что дети много времени проводят в стенах учебных заведений, где перед ними лучшие из лучших людей, которые имеют звание «Учитель» – с моралью должной, со знаниями должными и с должным поведением. Но если такое отношение к учителю не будет закреплено в семье – что учитель, это действительно достойнейший человек и к нему нужно определенным образом относиться - то школа ничем не поможет в воспитании нашей молодежи, потому что прислушиваются лишь к тем, чье мнение считают авторитетным.

Отдельно скажу о военно-патриотическом воспитании, потому что тема эта очень радостная и очень правильная. Маленькие крымчане всегда были патриотами. Куда бы мы ни приезжали на экскурсию в другой город, они всегда с гордостью говорили: «Мы из Крыма. Мы – крымчане!». Все, что касается Великой отечественной войны и поисковых движений сейчас модно – и слава Богу, что оно модно – кадетские классы, казачьи классы – оно все ложится на душу, оно в планах каждого образовательного учреждения. Сомневаюсь, что где-то еще в субъекте, где есть 540 школ, есть 280 музейных комнат или даже музеев, посвященных различным этапам той войны или афганскому движению, или чернобыльской трагедии – тем моментам нашей жизни, когда люди проявили героизм, защищая других людей, отдавали жизнь за других. Это примеры, хорошие примеры. А какие примеры дает интернет? Узнав оттуда, что люди плохие, после сотого повторения поверишь, что не только сам плох, а и окружающие недостойны жалости. И музеи, и интернет – это влияние на умы. И важная миссия учителя, как воспитателя – показать, что хорошо, что плохо. И научить ребенка осознавать, что, заходя на тот или иной источник информации, он должен его анализировать в первую очередь с точки зрения защиты себя. Взять те же сайты, которые расписывают суицидальные алгоритмы. Они ведь не говорят: ты сделай так или эдак – они ведут через определенные ступени, через определенную цепочку. И если нигде молодой человек не остановился и не задумался, то, наверное, что-то упущено.

Для России хорошим примером стал наш крымский референдум 2014 года. Он объединил страну, заставил задуматься, что может народ, когда он действительно вместе. Когда нас почти 97 процентов – мы сила! Тогда любую проблему можно решить без крови. Это же реальный пример! Я уверена, что такая же сплоченность будет и у нашей молодежи, если понадобится встать на защиту Родины.

Трагедия в Керчи. Ясно, что она могла случиться где угодно, но что сделано для предотвращения подобных случаев?

Керченский политех ведь с точки зрения безопасности был хорошо оборудован - и видеонаблюдение было, и рамка была, и противопожарная сигнализация. Это я к тому говорю, что если уж человек замыслил что-то, то никакие охранники его не остановят. Он ведь отучился там четыре года и досконально знал все ходы-выходы и нашел бы как пронести внутрь заготовленные боеприпасы. Тут другие сканеры нужны, другие рамки нужны - которые не металл, и не оружие ищут. У него случился внутренний слом, который бывает крайне-крайне редко и дай Бог, чтобы в нашей стране этого больше не случилось. Если уж таким людям суждено где-то появиться, то дай Бог чтобы не у нас.

И нужно менять законодательство, чтобы ребенок, вызывающий тревогу и волнение у учителей, мог быть отправлен на психологическое диагностирование вне зависимости мнения родителей – это тоже позволит выявлять отклонения на ранних стадиях и позволит предотвращать трагедии.

В Керченской специализированной школе-интернате воспитали чемпионку мира. Учащаяся школы и воспитанница спортивно-патриотического клуба самбо «Слава» Юлия РЕВВА победила сначала в категории «школьники», а спустя пару месяцев стала лучшей среди кадетов. Воспитанники клуба в большинстве случаев представляют Крым на всероссийских соревнованиях, а теперь уже и Россию на международных и завоевывают там призовые места. Что вы пожелаете Юлии и другим воспитанникам интерната?

Начну с того, что клуб «Слава» - это истинное проявления патриотизма и любви к Крыму. Учредитель клуба – Вячеслав Тимошенко - человек из обычной семьи, сам очень любящий спорт, любящий свой город и Крым – это истина и она не требует никаких доказательств. Сколько им сделано для города, сколько сделано для интерната! Нельзя не выразить слова благодарности этому человеку и команде, которая находится возле него и дай Бог, чтобы побольше таких меценатов, таких людей!

А что пожелать девчонке? Дай Бог чтобы она выиграла Олимпиаду. Во-первых, - пусть самбо побыстрее войдет в список олимпийских единоборств, а второе, - пусть наша Юля там победит.  

Но пусть не забывает, что, как правило, к тридцати годам спортивная карьера заканчивается, поэтому надо учиться, надо ставить перед собой цели помимо спорта и их достигать. Но надо получить и достойный аттестат, и достойное образование. Желаю, как женщина, ей быть любимой и любящей.

 

«Аргументы недели»