Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

История русского флота, через судьбу одного человека

08-02-2019 08:35 [ «АН-Крым» ]

История русского флота, через судьбу одного человека

10 февраля 80-летний юбилей отметит командующий Черноморским флотом (1991-1992), первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России (1992-1999), адмирал, кандидат военных наук Игорь Владимирович КАСАТОНОВ. В сложные девяностые именно его решение не присягать Украине сохранило для России Черноморский флот. Подробно о самом главном в своей жизни организатор Третьей обороны Севастополя легендарный военачальник, а ныне советник начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России рассказал в своём интервью.

– Игорь Владимирович, на протяжении более шестидесяти лет Вы держите руку на пульсе Военно-Морского Флота России: служили на Черноморском, Тихоокеанском, Северном флотах, бывали в длительных командировках, работали во всех ведущих военно-морских объединениях и соединениях. Тем не менее, Вас часто называют адмиралом черноморской школы, основы которой связаны с именами «Наркома № 1» Николая Герасимовича КУЗНЕЦОВА и «Главкома № 1» Сергея Георгиевича ГОРШКОВА. Вы согласны с таким утверждением?

– Пожалуй, да. Хотя, как вы справедливо отметили, служба породнила меня со всеми флотами. Многое связывает с Севером, с Кольской флотилией. Близки и Балтика, и Тихоокеанский флот. Я ведь родился во Владивостоке, в Таллине заканчивал школу. Но Черноморский флот – особая страница в биографии. Как и все члены моей семьи, считаю себя севастопольцем.

– Вы сохранили Черноморский флот для России, благодаря чему Город-Герой Севастополь сохранил своё лицо, а севастопольцы – свою идентичность.

– За службу было много важных и интересных дел, памятны и походы, и корабли, на которых служил, и учения, и встречи, и работа со множеством достойных уважения людей. Но период, когда мы вели борьбу за сохранение для России флота и его главной базы – самый весомый в жизни. И не только в моей. Наверняка, многие черноморцы думают так же.

То, что вместе мы сделали в 1991–1992 году и в последующем, заслуживает высочайшей оценки российского общества, нашего государства и, на мой взгляд, является показателем потенциала черноморцев, как действующих – служивших тогда и продолжающих службу сейчас, так и ветеранов. Флотские традиции, история, закалка позволили всем сплотиться. Мы остались верны заветам великих предшественников, создавших Черноморский флот и основавших 235 лет назад Севастополь, не посрамили их память и продолжили дела защитников города русской славы. На этом плацдарме, с которого началась победная Русская весна, мы продержались 23 года. Несмотря ни на что, под жёстким прессингом Киева и при тягостном равнодушии Москвы черноморцы, севастопольцы, крымчане, патриоты-соотечественники удерживали и расширяли этот плацдарм.

История Черноморского флота не терпит разрывов и изъятий. В этой связи считаю одной из первостепенных задач – создание полной истории нашего флота. Издано много книг, есть фундаментальные исследования по целому комплексу черноморской, флотской проблематики. Но работа должна вестись постоянно, системно, комплексно. И возглавлять её для достижения необходимого эффекта должен командующий флотом. А, правильнее, командующие – сменяя друг друга, обеспечивая преемственность, наращивая массив накопленных исследований и сведений. Без истории флота не может быть великой морской державы, без знания этой истории нет и не может быть морского офицера.

– Вами написаны интереснейшие книги, раскрывающие малоисследованные периоды флотской деятельности. Одна из последних – трилогия «Триумф Военно-Морского Флота России в XX веке», появившись в печати, сразу же получила высокий отклик военных специалистов, экспертного сообщества, морской общественности…

– Первый тираж трёхтомника направлен на все флоты, в ВУНЦ ВМФ «ВМА им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», в специализированные библиотеки, переданы ветеранам. Есть они у черноморцев и севастопольцев.

Без преувеличения можно сказать, что это – фундаментальный труд. Утверждаю так не потому, что являюсь автором данного научного исследования, а исходя из комплекса затронутых в нём проблем, изложенных с научной точки зрения и с использованием колоссального объёма фактологических данных.

Направленность работы определяла цель – обобщить разрозненные материалы, связанные с выработкой и реализацией морской политики государства, воплощением на практике грандиозных замыслов руководства Российской империи и Советского Союза по созданию и поддержанию на оптимальном уровне Военно-Морского Флота. Причём сделано это на фоне раскрытия роли в развитии флота конкретных личностей – последнего Морского министра империи Ивана Константиновича ГРИГОРОВИЧА, Народного комиссара ВМФ – Военно-морского министра, Главкома ВМФ СССР Николая Герасимовича КУЗНЕЦОВА и стоявшего тридцать лет во главе военно-морской компоненты нашей державы Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича ГОРШКОВА.

Военно-морской флот страны является солидной базой для анализа и выводов о роли личности в истории. Персонализация происходящих масштабных процессов очевидна, она носит определяющий, чрезвычайный характер. Например, роль И.В. СТАЛИНА в военном строительстве, или Л.П. БЕРИИ в создании атомного оружия. Казалось бы, всё давно изучено. Но на науку в этих вопросах продолжает давить политическая конъюнктура, из-за чего зачастую допускаются искажения фактов, что-то откровенно замалчивается… Подобное происходит и в отношении флотской проблематики.

Мало кто задумывается в поиске ответов: что нужно было делать и как действовать в общем-то не сильно богатой стране, чтобы в сжатые по историческим меркам сроки на основе военной доктрины определить принципы военно-морской деятельности, сконцентрировать возможности государства для создания военного флота мирового уровня? В последние семьдесят лет, особенно в 50–80-е годы, происходили чудесные события, которые сегодня, как это ни парадоксально, удивляют. Поэтому, уверен:  деятельность настоящих государственников, патриотов-державников, которые руководили страной, нашим флотом, должна быть примером для всех.

Своей работой, которой посвящены не просто годы труда, а, наверное, вся жизнь, я стремлюсь привлечь внимание к уникальному опыту руководителей – И.К. ГРИГОРОВИЧА, Н.Г. КУЗНЕЦОВА, С.Г. ГОРШКОВА. Всё морское сообщество России столетие жило и действовало по их планам. И продолжает действовать. Хотя, к сожалению, немногие флотские офицеры сегодня могут что-то поведать об этих людях. Возвратить современникам имена великих предшественников, воздать им должное – такую задачу я поставил себе и решал в процессе написания.

– Ваша книга об адмирале Викторе Сергеевиче СЫСОЕВЕ, командующем Черноморским флотом в 1968–1974 годах, начальнике Военно-морской академии – продолжение научно-биографической серии о видных деятелях Российского флота…

– Под его руководством черноморцы на постоянной основе стали действовать в Средиземном море, «гасили пламя» арабо-израильских конфликтов, участвовали в крупнейших за всю историю учениях «Океан-70». Тогда мы интенсивно осваивали новейшие корабли, в том числе авианесущие, морскую авиацию, новую технику морской пехоты и БРАВ. В годы командования В.С. СЫСОЕВА была сформирована 30-я дивизия противолодочных кораблей ЧФ. Его вклад в военно-морскую науку, в развитие системы подготовки кадров неоспорим.

В продолжение темы роли личности в истории веду сбор материалов для книги о любимом черноморцами и севастопольцами командующем Серафиме Евгеньевиче ЧУРСИНЕ.

– То, что Вы сохраняете для будущего историю Личностей, а через неё историю Флота Российского, бесценно. Уходят их современники, а написано, сказано о достойнейших из достойных так немного…

– К сожалению, это так. При жизни им было воздано по их статусу и вкладу в соответствии с нормами и понятиями времени. Считаю: этого недостаточно. Парадокс, но факт: в Севастополе никак не увековечены имена флотоводцев и военачальников послевоенной поры, а то, что сделано, например, бюст Н.Г. КУЗНЕЦОВА – воплощалось по народной инициативе, деньги собирали, «пуская шапку по кругу». В топонимике города никак не увековечено имя Сергея Георгиевича ГОРШКОВА. Откровенное безобразие! Понятно, что «при Украине» это было сложно, хотя командующие флотом и тогда настойчиво «продавливали» решение многих вопросов. Опять же, энергично действуя «вопреки».

– Товарищ адмирал, а ведь именно Вы стали инициатором чеканки памятного нагрудного знака с надписью «Вопреки» и уже вручали его черноморцам.

– Идея изготовления знака возникла потому, что, во-первых, нужно помнить о значительных событиях новейшей истории флота, о которых, увы, быстро забывают. Во-вторых, необходимо отдать должное черноморцам, для которых черноморские традиции – не только церемонии и ритуалы, а самоотверженное, даже жертвенное служение Отечеству. Верность присяге, любовь к флоту и флагу – не показная, не декларируемая, а неотъемлемая черта, сущностное качество моряка, офицера Черноморского флота, которым присуще стремление работать на результат по максимальным параметрам. Говорить об этом во всеуслышание, нести эту морскую правду обществу –  одна из важнейших задач. Поэтому чеканим знаки, издаём книги, проводим конференции.

«При поддержке начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России генерала армии Валерия Васильевича ГЕРАСИМОВА, статс-секретаря, заместителя министра обороны генерала армии Николая Ивановича ПАНКОВА, первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России – начальника Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-полковника Сергея Фёдоровича РУДСКОГО проведён цикл мероприятий, посвящённых событиям на Черноморском флоте в 1991–1992 годах. Работа эта продолжается в различных формах. Так, на «круглом столе», организованном Военно-научным обществом ЧФ, обсуждались вопросы новейшей истории флота, были собраны моряки Средиземноморской эскадры, командиры кораблей проектов 1143, 1123, 1134Б, 58, 61, 1135, прошедшие великолепную морскую школу. Там я имел честь вручить знак «Вопреки» черноморцам, которые отстояли родной флот и сохранили его для России, организовывали и участвовали в Военно-морском параде в День ВМФ в 1992 году. Тогда Киев запрещал наш праздник, мы же вопреки мечтаниям и желаниям украинского руководства провели его на высочайшем уровне. Более того, я провёл две генеральные репетиции по полному формату – чтобы вздрогнули недруги. Потому что никому не согнуть духовный стержень Севастополя, города русской флотской славы.

Кроме того, инициативная группа инициировала изготовление нагрудных знаков, посвящённых БПК «Очаков» и БПК «Проворный» – кораблям, на которых я изведал командирское счастье. Эти корабли в буквальном смысле прожили две жизни, нынче им вместе боле ста лет. Наши ветеранские экипажи сплочены и жизнестойки. Пользуясь случаем, передаю им боевой привет. Без связи с ними жить просто не могу.

Знаете, с годами многие становятся сентиментальными. Для меня показателен пример Николая Ивановича ХОВРИНА. Человек-легенда, стоявший у черноморского штурвала девять лет, с 1974-го по 1983 год, всегда строгий, как нам казалось, суровый военачальник в конце жизни раскрылся совсем по-иному, помягчел душой. И, наверное, так происходит со всеми, кто остался верен мальчишеской мечте быть военным моряком. И только так – с чувством гордости за принадлежность к флоту каждый из нас идёт по своей жизни… 

Вопросы задавал капитан 1 ранга Сергей ГОРБАЧЕВ

 

//Наши партнеры