Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Прощальные обещания министра

12-02-2020 11:28 [ «АН-Крым» ]

Прощальные обещания министра

Недавно покинувший должность министра промышленной политики Крыма Андрей ВАСЮТА дал прощальную пресс-конференцию, на которой подвел итоги работы ведомства, рассказал о нерешенных вопросах и дал некоторые обещания, выполнение которых ляжет на плечи сотрудников уже под надзором нового руководителя.

Андрей ВАСЮТА руководил министерством промышленной политики с февраля 2016 года. Ушел он неожиданно –  глава республики согласовал отставку 4 февраля. Перед увольнением ВАСЮТА успел получить государственную награду: под Новый год президент страны наградил его медалью ордена «за заслуги перед Отечеством» второй степени. Свой уход чиновник объяснил проблемами со здоровьем и перенесенной операцией, после которой требуется длительная реабилитация. Сергей АКСЕНОВ вошел в положение и удовлетворил отставку, а ВАСЮТА на прощание отчитался о работе министерства за те четыре года, что его возглавлял.

Достижения и неудачи

2015 и 2016 годы были ознаменованы полным разрывом взаимоотношений Крыма с Украиной и основными санкциями, которые вводились против республики. Поэтому региону, только недавно перешедшему к России, пришлось с нуля формировать рынки сырья и сбыта. Однако в целом проводимая работа удалась, говорит экс-министр.

«Промышленная сфера, как один из ведущих секторов экономики, формирует от 33 до 35 процентов консолидированного бюджета Республики Крым. Это целая треть. Прирост промышленного производства за четыре года по сравнению с 2015 годом составил 58 процентов. Численность работников промышленности составляет более 60 тысяч человек и за четыре года в отрасли были созданы более 2800 дополнительных рабочих мест. Средняя зарплата выросла почти в полтора раза и составляет более 34 тысяч рублей», – перечислил достижения ВАСЮТА.

Также к сегодняшнему дню удалось погасить почти всю имевшуюся задолженность по заработной плате, сохранить государственное имущество и трудовые коллективы.

Отдельное внимание бывший министр уделил предприятиям оборонно-промышленного комплекса. По его словам, в судостроительные заводы вложили в свою модернизацию в целом 4 миллиарда рублей: керченский «Залив» – 2,5 миллиарда, феодосийский завод «Море» – полмиллиарда и симферопольский «Фиолент» – около одного миллиарда. Сегодня на предприятиях Крыма строится 15 судов.

Однако он признался, что в сфере промышленности остались и нерешенные вопросы, среди которых проблема водообеспечения крупных химических предприятий, расположенных на Севере Крыма. Речь идет о «Крымском содовом заводе» и «Крымском Титане».

«После закрытия Северо-Крымского канала мы получаем воду, которую поднимаем из скважин. Сейчас обстановка легче, потому что заводы, получив лицензии Минэкологии, разбурились и воды стало больше. На технологию нам хватает воды, но она требует большой и тщательной подготовки. Вода не самого высокого качества: приходится ее рассаливать», – отметил ВАСЮТА.

На протяжении последних лет не раз поднималась тема переброски воды из центральной части Крыма в северную, даже был разработан и прошел экспертизу соответствующий проект. Однако воплощать его в жизнь не спешат. Бывший министр объясняет: Крым очень зависит от погодных условий, а проект может быть реализован только тогда, когда в водохранилищах есть вода. Сегодня же даже при наличии водовода не удалось бы поделиться с северной частью полуострова ее необходимым количеством.

Другой вопрос: восстановление железнодорожного сообщения между «Крымским Титаном» и станцией «Армянск». Эта проблема еще не решена по разным причинам экономического и административного характера, но работа ведется, заверил ВАСЮТА.

При этом проект восстановления ж/д сообщения уже готов. Задержку его реализации экс-министр объясняет тем, что на протяжении нескольких лет ведомство оформляло права собственности на землю и объекты недвижимости в рамках федерального законодательства.

«На сегодняшний день проект готов, все согласования «Крымской железной дороги» на это дело получены. Со строительной точки зрения этот проект не сложный. Надеюсь, что начало строительства будет в этом году и максимум в 2021 этот проект будет запущен», – заявил он.

К слову, сдвинулись и сроки строительства станции нейтрализации кислых стоков для «Титана». Решение о ее установке было принято после чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2018 году, когда из-за засухи из кислотонакопителя предприятия произошел выброс химикатов. Ее первую очередь должны были построить в 2019 году, однако этого не произошло. Бывший министр объяснил, что дорожная карта не поменялась – она была актуализирована. А связано это с тем, что некоторое необходимое оборудование – импортное и долго производится.

«Основные мероприятия должны пройти в 2020 году. Уверен, что они будут сделаны в полном объеме и в срок. Это очень жестко контролируется главой республики и председателем Совета министров», –  пообещал ВАСЮТА.

Еще одна проблема – высокая стоимость товаров на полуострове. Экс-министр признает, что цены в республике не самые низкие по сравнению с другими регионами России, но ведомство над этим работает. Среди способов решения вопроса – подписание меморандума с предприятиями об ограничении наценок на продукты питания социальной группы, а также проведение сельскохозяйственных ярмарок, где цены на 20-30 процентов ниже, чем в розничной сети.

Ведутся разговоры и о создании оптово-логистического центра. Недавно президент России поручил поддержать его строительство и предусмотреть финансирование 20 процентов общей стоимости из федерального бюджета, а глава республики даже назвал предполагаемое место возведения – поселок Октябрьское Красногвардейского района.

Экс-министр отмечает, что таких проектов несколько. В поселке уже существует один из логистических центров, торговая сеть ПУД планирует его расширить. Другой проект – вынесение рынка «Привоз» за пределы Симферополя. В планах – организация там не только мелкой, но и крупной оптовой торговли.

Сирийские цитрусы

Министерство промышленной политики занимается и развитием торговых отношений с Сирией. В декабре было утверждено соглашение о сотрудничестве между республиками и создан Крымско-Сирийский торговый дом. А недавно на полуостров поступила и была быстро распродана первая партия цитрусовых.

«Сирийское правительство датирует экспорт цитрусовых, поэтому они к нам приходят с очень конкурентноспособными ценами. Оптовая цена была процентов на 30 ниже, чем предлагали другие производители, и в рознице она была ниже», – рассказал ВАСЮТА, добавив, что также заключен контракт о поставке цитрусовых в течение года.

При этом экс-министр отметил, что в торговых взаимоотношениях между Сирией и Крымом существует ряд проблем. Например, работу с экспортом и импортом затрудняет отсутствие банковского взаимодействия. Помимо этого, власти республики не понимают, что можно получать от САР в обмен на свою продукцию.

«Если есть большое понимание того, что мы можем поставить сирийцам, то мы не очень понимаем, что можем оттуда забрать на эту сумму, на которую они готовы взять нашего товара. Обратного груза на сегодняшний день в полном объеме у нас нет. Мы начинаем экспериментировать по поводу овощей и фруктов, цитрусовых, оливкового масла, некоторых других продуктов», – пояснил ВАСЮТА.

Проблемное судно

Отдельной темой, которую не могли не затронуть на пресс-конференции, стало приобретение судна для экипажа сейнера «Норд», арестованного в Украине еще в 2018 году. Судно с 10 керчанами на борту было задержано пограничниками в марте 2018 года в Азовском море. Моряков отпустили лишь осенью, а капитану удалось вернуться домой зимой. Власти Крыма обещали помочь предприятию-судовладельцу с покупкой нового судна. Позже было объявлено три аукциона, однако ни один не завершился его приобретением. В декабре 2019 года глава Крыма Сергей АКСЕНОВ вновь пообещал, что экипаж получит судно в январе. Однако с того момента ситуация не изменилась.

Судовладелец – ООО «Рыболовецкий колхоз имени Первого Мая» – был готов купить альтернативное судно «Гриф» за миллион рублей, однако в феврале «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» объявила аукцион о его продаже, установив начальную стоимость в 4 миллиона 698 тысяч рублей. Эта сумма более чем в 10 раз выше «разумного уровня» и почти в пять раз превышает возможности предприятия, которое по этой причине не может участвовать в аукционе.

Однако Андрей ВАСЮТА заявил, что глава республики «очень щепетильно относится к тем обещаниям, которые он дал», а судно будет передано предприятию.

По словам экс-министра, на сегодняшний день в ситуации существует три «заинтересанта» в разрешении ситуации: коллектив судна «Норд», которое в 2018 году было арестовано в Украине, правительство и судовладельцы, «позиция которых не всегда ясна». Он же утверждает, что судно «Гриф» предлагалось к передаче еще в ноябре 2018 года, однако тогда экипаж отказался от него.

Экс-министр отметил, что одной из проблем в вопросе является процесс передачи судна, приобретенного за счет государства, частным лицам. Он же считает, что судовладелец после потери «Норда» мог бы временно арендовать судно, чтобы у работников была возможность выходить в море и получать зарплату.

«Моряки получат свое судно и правительство все сделает, чтобы довести (вопрос) до логического завершения», – дал обещание уже бывший министр.

 

Алина КАЛИНИЧЕНКО, «Аргументы недели – Крым»

//Наши партнеры