Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

В Крыму органы опеки пытаются лишить семью приемных детей

01-12-2022 16:59 [ «АН-Крым» ]

В Крыму органы опеки пытаются лишить семью приемных детей

В селе Грушевка разгорается скандал. Семья НОВИКОВЫХ, уже 13 лет воспитывающая приемных детей с серьезными психическими заболеваниями, почему-то стала неугодной для органов опеки. Дети нашли хитроумный способ, как поменять приемную семью ради дорогих подарков и вольготного проживания. Они стали сбегать из дома и жаловаться полицейским на психическое и физическое насилие. Однако несмотря на то, что полиция установила, что в силу психического состояния дети могут выдумать все, что угодно и их словам нельзя безоговорочно верить, НОВИКОВЫХ продолжают необоснованно обвинять и грозятся лишить возможности воспитывать и растить детей.

Семья НОВИКОВЫХ уже 13 лет занимается воспитанием «сложных» детей и подростков, которых бросили родители. В силу психического состояния детей приемные родители выработали определенный подход к воспитанникам, чтобы развивать в них моральные и нравственные качества. Естественно, если подростка приучать мыть за собой посуду или помогать по дому, он будет сопротивляться и искать возможности избежать этих воспитательных мер. И если ему представится возможность испытать и погрузиться в атмосферу вседозволенности, то наверняка он этой возможностью воспользуется. Если, например, мама запрещает ребенку есть сладости, потому что ему противопоказано, а, например, бабушка регулярно подсовывает внуку конфеты, ребенок наверняка будет украдкой принимать запретные подарки и думать, что больше любит бабушку, а не маму. Мама ведь запрещает, а бабушка разрешает. Однако мы, как взрослые люди, понимаем, что для достижения результата нужно прикладывать усилия. Если хочешь быть здоровым, надо уметь ограничивать потребление опасных продуктов. А если хочешь, чтобы у ребенка выработались волевые качества, необходимо его приучать к труду или хотя бы к самообслуживанию.

Наталья НОВИКОВА с мужем еще в 2007 году пыталась открыться в качестве приемной семьи, однако, по ее словам, столкнулась с противодействием со стороны органов опеки. Что стало препятствием, история умалчивает, но есть догадки. Лишь через два года им удалось пройти школу приемных родителей. Они решили взять на воспитание одного ребенка, но опека настояла, чтобы приняли сразу троих. У всех ребят были мало того, что психические особенности, требующие медикаментозного лечения и постоянного контроля со стороны психиатров, но еще и букет сопутствующих заболеваний.

По словам Натальи НОВИКОВОЙ, с первых же дней руководство органов опеки относилось их семье предвзято и заваливало чрезмерной отчетностью. Новиковы возили детей по медицинским учреждениям, организовывали им необходимую врачебную помощь, но, если у ребенка вдруг наступало облегчение и возникала возможность снять с ребенка какой-то диагноз, чиновники считали семью чуть ли не врагами народа. Наталья считает, что причиной давления на них, возможно, стала личная неприязнь.

История детских побегов, якобы связанных с суровым воспитанием в семье, началась два года назад. По словам Натальи, один из воспитанников, подговорив мальчишек, стоящих на учете у психиатра, стянул и потратил деньги, которые приемные родители копили на лечение Марины (имя изменено) – девочке предстояла операция на позвоночнике в московской клинике. Когда обстоятельства проступка вскрылись, мальчик сделал неожиданный ход: написал заявление о том, что его бьют в семье и он хочет уйти. И вместо того, чтобы устроить парня в другом населенном пункте, его определили к другим приемным родителям в селе Грушевка. Так как ребенок продолжал учиться в той же школе и общаться с братьями и сестрами из семьи Новиковых, то велика вероятность его влияния на других детей. Ведь, как стало известно из разговоров с воспитанниками, мальчик на протяжении долгого времени рассказывал другим детям о том, как ему весело и привольно живется в новой семье: Интернет не ограничен, никаких обязанностей и обязательств нет, можно гулять сколько вздумается.

Зимой 2022 года Марину прооперировали, а 14 июля она ушла из дома. С чем это было связано – неизвестно. Родители сами нашли воспитанницу. Органы опеки, по словам Новиковой, от поисков устранились. Данный инцидент повторился ровно через год, 14 июля 2022 года. На это раз девочку забрала и на пять часов изолировала полиция. При этом приемные родители пытались передать ей лекарства, которые были назначены психиатром, однако их усилия оказались безуспешными. Приемным родителям сообщили, что Марина обвиняет их в психическом и физическом насилии. В итоге 17 июля 2022 года Новиковых лишили права опеки над беглянкой. Девочку, странное дело, поместили в ту же приемную семью, куда ранее был направлен мальчик.

- Вместо того, чтобы оказать ей психиатрическую помощь, пролечить, Марину отправили в детский лагерь, - рассказывает Наталья НОВИКОВА. - Может быть, поэтому 10 октября в новой семье произошел очередной инцидент: девочка дала кровному ребенку новых родителей свое лекарство, от которого у того произошел анафилактический шок. Мальчика чудом спасли, потому что бабушка-медработник оказалась неподалеку. Марина посещала школу, контактировала с остальными детьми, разговаривала с нашим Петей (имя изменено). Мальчик тоже стоит на учете в ПНД и у психиатра. Марина рассказала ему, как им хорошо живется в новой семье, что тетя-инспектор подарила ей смартфон с безлимитным Интернетом, что, если Петя хочет к ним попасть, надо убежать, а когда найдут, сказать, что он хочет к ним в семью, потому что у Новиковых его бьют. Эти слова подтвердил одноклассник детей.

Забегая вперед скажем, мальчик всерьез принял истории о «великой свободе» и, действительно, совершил побег в конце октября этого года.

Что касается Марины, то семья НОВИКОВЫХ не согласилась с решением органов опеки о лишении их права воспитывать девочку. В постановлении администрации города Судака говорится о том, что в ходе проверки по факту ее ухода из дома Марина сообщила о жестоком обращении с ней приемных родителей, психическом и физическом насилии. Девочка в присутствии должностных лиц написала заявление с просьбой вывести ее из состава приемной семьи НОВИКОВЫХ. Важно, что иных проверочных действий уполномоченные органы не провели. То есть вывод о установленном правонарушении органами власти был сделан на основании показаний ребенка, которому требовалась психиатрическая помощь и которая писала заявление в обстоятельствах давящего присутствия взрослых.

Обращаясь в суд с желанием оспорить, по их мнению, незаконное постановление администрации, Новиковы указывают, что в данном документе не указаны актуальные данные о состоянии здоровья несовершеннолетней, наличии у нее психиатрического диагноза и прочее. Администрация также умолчала о том, что после первого побега Марины в подразделении по делам несовершеннолетних не вели должного учета, органы опеки и попечительства, а также комиссия по делам несовершеннолетних не проводила профилактической работы, хотя данные меры предусмотрены законодательством РФ. Девочку также не поставили на учет в Банк данных детей в социально опасном положении, не составили необходимую программу сопровождения ребенка, не выясняли причины нахождения ребенка в медучреждении и диагнозов ребенка. Более того, была проигнорирована просьба Новиковых о помощи в формировании комплекта медицинских документов и прохождении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Самое важное, что по инциденту с побегом Марины в 2021 году полиция Судака провела проверку информации о якобы применяемом к девочке насилии, однако был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, в адрес администрации Судака было внесено представление, постановление было отменено, а заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних было объявлено замечание.

И несмотря на то, что заявления детей о суровом воспитании не находят подтверждения, администрация продолжает настаивать на том, что семья НОВИКОВЫХ не заслуживает того, чтобы воспитывать приемных детей. При этом именно после того, как Марина похвасталась в школе условиями своего нового проживания, Петя дома стал фантазировать о побеге. Наталья НОВИКОВА рассказывает, что после очередного антитеррористического урока в школе мальчик стал задаваться вопросом, смогут ли его найти кинологи, если он вдруг сбежит, удастся ли ему затаиться как следует. Кроме того, как мы упоминали выше, Марина все уши ему прожужжала, как надо себя вести, чтобы перебраться в новую семью, где бесплатно раздают телефоны и не заставляют убирать за собой.

29 октября Петя пошел выносить мусор и пропал, но, как это случалось и с другими воспитанниками, беглеца нашли. Этому предшествовали тщательные поиски, полицейские обвиняли родителей, что они плохо следят за детьми. Петю отвезли в полицейский участок и получили от него аналогичные с Мариниными показания. Сейчас Наталья Новикова пытается достучаться до органов опеки и правоохранителей, чтобы те дали объективную оценку ситуации.

А ведь ситуация довольно непростая. На воспитании у НОВИКОВЫХ - восемь детей с психическими отклонениями, которым необходима регулярная квалифицированная помощь психиатров, психологов и педагогов. Этих специалистов обязана предоставлять опека, однако, как видно, такой поддержки Новиковы не получили. Удивительную позицию выбрали органы: когда с детьми возникают проблемы, они будто идут по пути наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы исправлять свои ошибки и недоработки, стремятся сразу опорочить родителей, отобрать и перераспределить детей в другие семьи вне зависимости от того, как это может повлиять на самого несовершеннолетнего и остальных детей. Как мы видим, в результате такого «легкого» способа решения трудностей девочка, накормившая сводного брата своими таблетками, из просто проблемной превратилась в человека, который может быть опасен для общества. При этом за восемь лет воспитания у Новиковых подобных инцидентов у нее не было. Что касается того, что дети опыляются друг от друга и бегут, то им нужна психиатрическая, психологическая помощь, которая, как мы видим, не оказывается. Родители со своей стороны делают все необходимое: оперативно сообщают об инцидентах, открыто говорят о сути проблем, ничего не утаивают. А вот причины бегства могут быть самые разнообразные: и трудный возраст, и психиатрический диагноз, и использование возможностей влияния на взрослых людей.

Наша редакция направила официальные запросы Главе администрации города Судака Константину ПОДСЕВАЛОВУ и врио Министра внутренних дел по Республике Крым Алексею ДМИТРИЕВУ с просьбой разобраться в ситуации и предоставить ответы на редакционные вопросы, однако до сих пор комментарии нам не поступили.

Мы продолжаем следить за ситуацией.

 

//Наши партнеры