Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Гений и злодейство

26-06-2024 11:51 [ «АН-Крым» ]

Гений и злодейство
сцена из спектакля

15 июня в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького в Симферополе состоялась премьера спектакля «Амадей» по пьесе П. Шеффера в постановке заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Владимира Магара, художественного руководителя театра. Художник-постановщик – народный художник России Борис Бланк, в соавторстве с которым В. Магар создал в Симферополе спектакли «Дракон» по пьесе Е. Шварца, «Кабала святош» по произведениям М. Булгакова, «Дон Жуан» по произведениям Ж.-Б. Мольера и др. авторов.

На сцену тяжело поднимается сгорбленный старик в причудливой маске – это Антонио Сальери (Дмитрий Еременко). Он с трудом усаживается в кресло-коляску и старческим надтреснутым голосом начинает свою исповедь. Рядом становится такой же старый Мажордом (Владислав Молдованов). Сальери приглашает зрителей стать участниками созданного им спектакля под названием «Смерть Моцарта, или Виноват ли я?» Внезапно он и Мажордом снимают маски, открывая свои красивые молодые лица, и с этого начинается серия удивительных превращений грандиозного спектакля, наполненного музыкой, танцами, подлинными страстями и магией театральной игры.

Музыкальные фантазии двух великих композиторов оживают на подмостках созданного Борисом Бланком и Кириллом Ереминым «театра в театре». Это один из главных постановочных приемов В. Магара и Б. Бланка, в этом спектакле достигающий совершенства. Многоуровневая конструкция представляет собой «Амадеус-театр» - сцену, выстроенную перед зрителем, соединенную с балконом, к которому ведет фигурная лестница, а на ее перилах восседает кариатида, держащая фонарь. Рука в перчатке с фонарем «вырастает» и из опоры, поддерживающей сцену. Ее венчает устрашающего вида огромная маска, словно наблюдающая за происходящим в «Амадеус-театре».

Причудливая игра света (художник по свету – Роман Клочков) позволяет увидеть, как в течение действия выражение маски будто меняется, когда она взирает на «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана» или «Волшебную флейту», разворачивающихся на наших глазах.

Открывается суперзанавес, оформление которого перекликается с занавесом театра, тоже созданным в свое время Б. Бланком. Арлекин – короткий горизонтальный занавес наверху – украшен бубенчиками и имеет конусообразную форму, как шутовские колпаки танцоров и певцов, выступающих в «Амадеус-театре». Пластическое решение спектакля — заслуженный деятель искусств Республики Крым Ирина Пантелеева. С помощью пластики здесь не только оживают танцующие и поющие фигуры театральных представлений, но и передаются взаимоотношения героев: интрижка Моцарта с ученицами, страсть Сальери к Катарине Кавальери (Арина Черная). В музыкальной светокомпозиции под звуки оперы «Волшебная флейта» рождается сын Моцарта, а сам он дирижирует происходящим из оркестровой ямы. Наверное, одна из самых ярких сцен

«Амадеус-театра» - фрагмент оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан», когда в свете гигантской красной луны потрясенному взору Дон Жуана предстает огромный Командор, за спиной которого плещется алое пламя.

В этой постановке музыка играет очень важную роль (музыкальное оформление — Антон Калиниченко). Звучат фрагменты опер А. Сальери и В. А. Моцарта, его знаменитый «Реквием» в финале, а начинает спектакль «Реквием» Сальери. И его зловещие замыслы погубить Моцарта зарождаются, как музыка, на наших глазах и передаются музыкально-пластическими средствами.

На глазах у зрителя, подобно чарующей музыке, рождаются и страсти, переливающиеся через край в стихии завораживающего действа: любовь Моцарта и Констанции Вебер, зависть Сальери, ненависть Директора, восторг публики, заполняющей ложи. Превосходна сцена преображения бюргеров, слушающих оперу Моцарта вместе с Сальери. Гюнтер (буффонный персонаж в прекрасном исполнении Антона Навроцкого) выражает свою благодарность Моцарту, и закономерно, что он приходит проститься с композитором в финале.

Артистам прекрасно удаются все тонкости воплощения режиссерского замысла. Заслуженный артист Республики Крым Дмитрий Ерёменко с невероятной достоверностью показывает всю гамму чувств, терзающих Антонио Сальери – восхищение талантом соперника, досаду, гнев, ужас и отвращение к самому себе. Замышляя злодеяние, он коварно и последовательно воплощает его. Подобно шекспировскому Яго, он ужасает и восхищает одновременно.

Восхитителен и Вольфганг Амадей Моцарт в исполнении лауреата Государственной премии Республики Крым Андрея Пензина. Его легкомыслие, умение наживать себе врагов, музыкальный гений и тонкость чувств вызывают горячие эмоции и сопереживание.

Заслуженный артист Украины Игорь Бондзик тонко передает музыкальный вкус, дипломатический талант и остроумие Императора Австрийского Иосифа II. Яркими красками создает Владимир Меньшиков образ Графа Франца Орсини-Розенберга, директора Императорского оперного театра.

Пожалуй, более всего в постановке развивается характер жены Моцарта Констанции Вебер в блестящем исполнении заслуженной артистки Республики Крым Кристины Овчаренко. Она стремительно проходит путь от юной «мышки-проказницы» до бескорыстно любящей, готовой на многое ради Моцарта прекрасной женщины. Пусть он не слышит ее последнего признания, ее любовь и восхищение публики обеспечили его бессмертие.

Как и все спектакли В. Магара, «Амадей» завершается финальными танцами-поклонами, на которые Моцарт выбегает в джинсах и футболке под звуки «Турецкого рондо». Музыка композитора будет звучать во все времена, а новая постановка будет долго волновать и радовать симферопольских зрителей.

Елена Смирнова

Симферополь-Севастополь

18.06.2024