Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Почему в Крыму лучше жить, чем умирать

21-07-2016 11:01 [ «АН-Крым» ]

Почему в Крыму лучше жить, чем умирать

Хоспис – проблема не человека, а государства. По крайней мере, именно так видит эту проблему заведующий отделением паллиативной помощи Республиканского онкологического диспенсера, который вынужден мириться с мизерным финансированием и поддерживать работу отделения, имея в распоряжении всего 10 коек. Хотя и 50-ти было бы недостаточно. Примечательно, что даже понятие хоспис в Крыму фактически не применимо. Почему в республике сложилась такая ситуация, разбирались «Аргументы недели – Крым».

НЕТ РАКА – ЛЕЧИСЬ ДОМА

Анжела ХОТИМ приехала из Киева в Крым, чтобы помочь тяжело больному отцу: подыскать для него последнее место, где бы за ним присмотрели. К удивлению женщины, оказалось, что на полуострове нет таких учреждений – хосписов. Есть только отделения паллиативной помощи, при различных медучреждениях. Но и там где они есть, очередь стоит на недели вперед. К тому же не по профилю больных там принимать не могут. Закон не велит. А тех, что принимают, могут обеспечить уходом только на протяжении трех недель. А дальше – обратно домой.

«Мой отец болен энцефалопатией смешанного генезиса. У него отек легких и отек мозга. Его забрали в больницу имени Семашко по скорой, но теперь после реанимации требуют его забрать. И что получается, 7-ая больница не берет, они не хоспис, а во 2-ой за ним могут посмотреть только 21 день. При этом требуют расписку, что я его заберу. И, к сожалению, в хосписе Республиканского онкологического диспансера нас не принимают, потому что заболевание не онкологическое», – рассказала она.

Получается, что единственная надежда обеспечить отцу надлежащий перед смертью уход – это доказать, что у него онкологическое заболевание, заключает Анжела, вспоминая о том, что несколько недель ее поисков так ни к чему и не привели.

ПОЧЕМ ФУНТ ЛИХА?

«Проблема больного и немощного старика – это проблема его и его семьи. Так считают наши большие и маленькие «идеологи» (чиновники госаппарата, – ред.). На самом деле это проблема государства. Они-то не знают, почем фунт лиха», – говорит заведующий отделением паллиативной помощи Республиканского онкологического диспансера Александр ФИЛЕНКО.

Сегодня отделение ФИЛЕНКО вынуждено оказывать помощь пациентам, нуждающимся как в паллиативном уходе, так и в услугах хосписа одновременно. И все это на 10 койках добавляет врач.

«Надо различать хоспис и паллиативный уход. У нас не хоспис, у нас отделение паллиативной помощи, и оно только для онкобольных. Таков закон. В Крыму вообще нет хосписов. Вот у женщины ситуация, человек требует срочной госпитализации, а в отделении паллиативной помощи на улице Попова, на две недели очередь. Куда же его девать?» – вопрошает заведующий отделением.

ФИЛЕНКО уверен, чиновникам уже давно пора бы раскрыть глаза на проблему отсутствия хосписов на полуострове. Так, только для онкобольных требуется не меньше 200 коек паллиативного ухода на весь Крым, а на хоспис – порядка 50-ти. К тому же, неотложного решения требуют вопросы хозяйственной части.

«У нас отсюда вывезти на каталке пациента даже невозможно. Она здесь не разворачивается. Так конструктивно устроено. Нет также ширмы, которая скрывала бы медицинские манипуляции с человеком, в палате, где, например, находится еще четыре человека», – рассказал он.

Другими словами, подытожил Александр ФИЛЕНКО, чтобы изменить положение дел в направлении паллиативной и хосписной помощи, в Крыму нужно менять не законодательство, а сам менталитет чиновников. Казалось бы, нет ничего проще, чем дать главе республики поручение найти здание, выделить финансирование на открытие хосписа. «Просто это никому не интересно», – заключает ФИЛЕНКО, добавив, что это «буквально делает нас дикарями».

У МИНЗДРАВА ВСЕ НОРМАЛЬНО

А тем временем в Минздраве Крыма считают, что и финансирования по направлению паллиативной помощи и количества коечных мест, отведенных для этих целей, республике более чем достаточно.

«Все регионы Крыма охвачены паллиативной помощью в той или иной мере. То есть где-то 5 коек в структуре больницы, где-то – 10. Есть крупные больницы, например, симферопольский центр паллиативной помощи на 105 коек. Он у нас единственный такой в Крыму. Но отдельного юридического лица (хоспис, – ред.) нет. Но если рассматривать обеспеченность республики – оно достаточное, и даже несколько превышает норматив», – рассказывает начальник Департамента организации медицинской помощи Оксана КОЗУБ.

Получается, что согласно нормам законодательства по направлению паллиативного ухода Крым обеспечен. Пример: финансирование все того же отделения в Крымском республиканском онкологическом диспансере. Главный врач медучреждения Игорь АКИНШЕВИЧ приводит официальные данные: в прошлом году сумма финансирования составила свыше 8 миллионов рублей, а в 2016 – порядка 12 миллионов, по сравненю с первым полугодием. Но, при этом, на нужды самих больных приходится порядка 25%, остальное – зарплата врачей. Вот и получается, что финансирование как бы есть, но его как бы и нет. Именно поэтому АКИНШЕВИЧ и предлагает обсуждать этот вопрос не только в Минздраве.

«Я думаю, этот вопрос очень важен и требует углубленного рассмотрения с участием всех заинтересованных сторон. Это представители Минздрава, общественники, врачи и эксперты. Это должны быть те врачи, которые оказывают помощь этим пациентам» – сказал он.

Так или иначе, главная проблема дальнейшего развития паллиативного направления крымской медицины – это замалчивание проблем, которые с этим связаны. В Минздраве очень неохотно и уклончиво комментировали вопрос о состоянии отделения паллиативного ухода республиканского онкодиспансера, давая понять, что сор из избы лучше не выносить. А персонал после общения с корреспондентом «АН-Крым» в рекомендательной форме просили приостанавливать любые контакты с прессой без особого распоряжения крымского профильного министерства.

Егор ПЕТРУНИН «Аргументы недели – Крым»

 

//Наши партнеры