Аргументы Недели Крым

//Общество 13+

Татары Добруджи присоединились к Крыму

30-08-2014 10:22 [ «АН-Крым» ]

Татары Добруджи присоединились к Крыму

Информация о том, что татары Добруджи, проживающие на территории современной Румынии решили перейти на крымскотатарский алфавит и называть себя крымскотатарским народом прозвучала на состоявшейся в прошлом году конференции Демократического союза мусульман тюрко-татар Румынии (ДСМТТР), представляющей интересы более 25 тысяч добрудженских или дунайских татар.

о статистике Румынии татары составляют одну десятую населения страны и поэтому с 1990 года имеют право представлять от своей диаспоральной организации одного депутата в нижней палате парламента Румынии. Как правило, им становится избранный президент ДСМТТР. В настоящее время интересы татар Румынии в парламенте представляет Варол АМЕТ – экс-президент ДСМТТР. Следует отметить, что татары представлены и в других органах власти Румынии, в том числе исполнительных органах власти. Экс-депутат парламента Амет АЛЕТДИН является помощником руководителя Департамента Правительства Румынии по делам национальных меньшинств. Также среди татар Румынии достаточное количество влиятельных бизнесменов. Кстати к их числу относится нынешний президент ДСМТТР Ешерджеп ДЖАЛИЛЬ. Он является владельцем крупной автотранспортной компании города Константы. В своем прошлом он с 2000 по 2008 годы был депутатом от партия «Большая Румыния». Следует отметить, что это основная националистическая партия страны. Однако с 2008 года она стремительно теряет популярность и не проходит требуемый порог голосов. Поэтому возвращение Ешерджепа ДЖАЛИЛЯ к своему народу вполне объяснимо. Амбиции остались прежними. Не исключено, что после завершения срока полномочий Амета ВАРОЛА в парламенте, его место займет Ешерджеп ДЖАЛИЛЬ. Тем более что геополитическая ситуация в мире благоприятствует занятию большой политикой. После состоявшегося референдума в Крыму властями республики было принято решение о присоединении к России. Однако нынешние лидеры крымских татар ДЖЕМИЛЕВ и ЧУБАРОВ не признали результаты референдума и вступили в политическое противоборство с местными властями.

Следует отметить, что крымскотатарское население, насчитывающее на сегодняшний день в Крыму более 250 тысяч человек неоднородно по своим убеждениям и происхождению. Насильственная депортация в 1944 году этого народа со своей исторической родины многократно сократило его численность. Состоявшийся в начале 1990-х распад СССР, привел к возрождению националистических движений. Не остались в стороне и крымские татары. Началось их массовое возвращение на свои территории в Крыму. Однако подавляющее большинство крымских татар, причем более успешных, остались в местах своего изгнания. Большинство их в настоящее время проживает в Турции и как было отмечено в Румынии. Точный подсчет сложен в связи с состоявшимся их смешением с этнически близким татарским народом, также имеющим большие диаспоры за рубежом.

Поэтому решение руководства румынских татар о переходе на крымскотатарский алфавит и принятие их символики не всеми татарами встречалось однозначно. Между татарами и крымскими татарами много общего: происхождение, религия, язык, политические проблемы. Но и много различного. Та же историческая память оказывается непреодолимой стеной между ними.

Однако этого единства нет и в среде крымскотатарского населения. По оценке Президента международной общественной организации «Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма» Надира БЕКИРОВА, данной им в одном из интервью, Милли Меджлис крымских татар представляет лишь их одну треть. «Милли Меджлис – это далеко не все крымскотатарское национальное движение. Более того, даже по их собственным цифрам, они представляют менее чем треть крымскотатарского народа. То есть консолидированного руководства крымскотатарским народом и даже движением нет, хотя Милли Меджлис пытается на это претендовать, скрывая, в общем-то, от всех, кого можно, что он – меньшая часть движения. Другая ее часть представлена Милли Фирка (Национальная партия) во главе с Васви АБДУРАИМОВЫМ, которая составляет нарастающую конкуренцию Меджлису. За Милли Фирка по официальным данным крымского избиркома свои голоса отдали 7 тысяч крымских татар, но реальная ее популярность составляет порядка 25-30 тысяч крымскотатарских избирателей, то есть сопоставимо с Милли Меджлисом.

После присоединения Крыма к России раскол в среде крымских татар стал более очевиден. Также стали заметны трещины и в составе представительного органа «Курултай-Милли Меджлис». Отдельным ее членам в связи с сотрудничеством с российскими властями объявлен вотум недоверия. Однако этот раскол происходит не по субъективным причинам, отдельным мотивам отдельных личностей. Эйфория политических революций быстро сменяется естественным голодом. Крымские татары понимают, что независимое крымскотатарское государство будет недееспособным. Крым как самостоятельное государство не способен просуществовать и месяца. Единственный вариант, по оценке БЕКИРОВА, «когда Крым как независимое государство может быть жизнеспособен, это пример Крымского ханства, но не в границах полуострова, а в исторических границах ханства: от Румынии до Кубани вместе со всем югом Украины. Но такое, понятное дело, даже обсуждать нечего, поэтому идею независимого крымскотатарского государства сегодня рассматривать серьезно не приходиться».

Тем временем, политики Румынии вполне серьезно рассматривают перспективу присоединения к себе Молдавии. Тем более, что часть молдавского общества уже готова к этому слиянию. Об этом заявил на одном из своих публичных выступлений премьер-министр Виктор ПОНТА, которое можно принять как его предвыборную программу. В ответ ему украинские политики националисты заявили о скорейшем присоединении Молдавии к своей территории, тем более что Молдавия являлась какой-то период автономной республикой в составе Украинской СССР.

В связи со всем этим, решение лидера румынских татар объединиться с крымскими татарами выглядит вполне так последовательным действием. Остается только догадываться насколько далеко зайдут его амбиции.

СПРАВКА:

Современная Добруджа — территория между нижним Дунаем и Чёрным морем — была первой исторической областью Румынии, которая вошла в состав Римской империи. Область была завоёвана и присоединена к римской провинции Мёзия между 46 и 79 гг. Римляне также оккупировали Банат, Олтению и Трансильванию после поражения Децебала и распада царства в 106 г. Три области сформировали римскую провинцию Дакия. Новая провинция была окружена «варварскими» племенами, включая костобоков, языгов и роксоланов. Новые германские племена — буры и вандалы — поселились рядом с провинцией Дакия в течение маркоманской войны во второй половине II-го в.

Татары появились на территории сегодняшней республики Румыния в ХIII столетии, во времена первого татаро-монгольского нашествия, хотя различные тюркские племена (гунны, половцы, печенеги, татары) проникали на территорию будущих Дунайских княжеств с V века и на всём протяжении Средневековья. Большинство так называемых «дунайских татар» — это потомки крымских татар, переселившихся сюда волнами из занятых Российской империей в XVIII веке территорий Крыма и Северного Причерноморья. Другая часть — это буджацкие татары Южной Бессарабии и Буджака. Практически все они проживают на востоке Румынии — в области Добруджа. Всхолмлённая, степная, засушливая, малонаселённая причерноморская область Добруджа издавна привлекала кочевые племена тюрок и подверглась интенсивной турецко-татарской колонизации с XV века. Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг., число татар на территории будущей румынской Добруджи (ныне Северная Добруджа) составляло не менее 150 тыс. чел. Там рядом с ним проживало не менее 50 тыс. турок. Многие из них были мухаджирами, переселившимися из-за Дуная после аннексии Буджака и Бессарабии Российской империей в 1812 г. По завершении войны около 100 тысяч мусульман незамедлительно покинуло Румынию, переселившись в османскую Анатолию как мухаджиры. Со временем, татарские общности консолидировались в единую группу дунайских татар, проживавшую бок о бок с румынскими турками. К ним также примкнула часть черкес из Северного Кавказа. Вместе эти группы составили основу мусульманской общины Румынии на долгие века, а также и в настоящее время. Турки и татары оказали значительное влияние на румынский язык, культуру, традиции, кухню и музыку.

Радик МУЛЛАГАЛИЕВ «Аргументы недели» (МОСКВА)

//Наши партнеры